Interested Article - Бамбергский всадник

Бамбергский всадник

Бамбергский всадник ( нем. Bamberger Reiter ) — конная статуя рыцаря, расположенная на одном из столбов у входа в Бамбергский кафедральный собор . Созданный в первой половине XIII века неизвестным скульптором, каменный всадник является одним из самых известных произведений искусства эпохи Средневековья .

История создания

Бамбергский всадник украшает северную колонну у входа в Георгиевский хор. Ученые спорят о точной дате создания скульптуры. Считается, что всадника установили до освящения собора в 1237 году. Согласно исследованиям, за всю историю существования всадника не перемещали, изменился только внешний вид скульптуры.

Изначально статуя была покрыта яркой краской. На белом коне восседал гордый рыцарь, облачённый в алую мантию, расшитую золотыми и серебряными звездами. Позолоченные шпоры украшали коричневые сапоги. Насыщенный зелёный цвет пьедестала выделял скульптуру на фоне каменной стены. Конь рыцаря подкован — в начале XIII века это было большой редкостью.

Особенности композиции

В истории искусства «Бамбергский всадник» знаменит тем, что занимает особое место в историческом процессе зарождения и эволюции композиции конной статуи. Монумент расположен таким образом, что он хорошо виден даже издалека, из главного нефа. Он установлен высоко, на консоли, и воспринимается как «в полном смысле слова самодовлеющее целое», отмечала Е. П. Ювалова . «Может даже показаться, что мастер бросил здесь вызов ансамблевому, системному мышлению французской готики». Однако мастер показал себя истинным художником зрелой немецкой готики, «по-новому связав статую с пространством храма» . Фигура коня поставлена строго параллельно плоскости столба, но фигура всадника наиболее выразительна при взгляде с угла, в три четверти, что довольно необычно для готической скульптуры того времени, как и индивидуальные, портретные черты всадника. Балдахин, осеняющий фигуру, можно трактовать в качестве Нового, Небесного Иерусалима. Однако самое важное заключается в том, что в исторической перспективе композиция статуи представляет собой уникальную переходную форму от скульптуры, жёстко связанной с готической архитектурой, к свободно стоящему конному монументу на постаменте, композиция которого в полной мере сформируется много позднее, в эпоху итальянского Возрождения .

Проблема идентификации всадника

До сегодняшнего дня учёные не располагают точной информацией о том, чей образ воплощён в скульптуре . Поиск прообраза всадника затрудняет малое количество похожих произведений. Среди них статуи Магдебургского рыцаря в Магдебурге , Олдрадо да Трессено в Милане и Святого Мартина в Кафедральном соборе Сан-Мартино в Лукке .

Существует несколько гипотез о значении скульптуры. Предполагается, что она может изображать одного из королей или императоров данной эпохи, библейских волхвов, либо является собирательным образом рыцаря Средневековья.

Иштван I Святой

По одной из гипотез, прообразом Бамбергского всадника мог стать первый король Венгерского королевства Иштван I Святой , при котором в Венгрии было введено христианство. На это указывают родственные связи между ним и похороненным в соборе Генрихом II .

«Доказано, что в Бамберге короля Венгрии Иштвана I почитали. Этому не стоит удивляться: в XIII веке Бамберг располагал большими колониями в других частях Европы, что обращало взгляд населения далеко за пределы Франконии . С этой точки зрения, воплощение образа венгерского короля в скульптуре всадника кажется достоверным.»

«Легенды также подтверждают данную гипотезу. В сказаниях XII и XIII веков часто говорится о тактичности Иштвана. По одной из легенд, он, будучи ещё язычником, въехал в Бамбергский собор на коне — это объясняет мотив скульптуры. Коня можно рассматривать как этнический символ Венгрии, который традиционно ассоциируется с кочевыми племенами гуннов.»

Легенда о прибытии Иштвана I на коне воплощается Антоном Краусом в монументальной живописи.

Филипп Швабский

В образе всадника, согласно гипотезе, мог быть увековечен другой правитель, посвятивший свою жизнь церкви — король Германии Филипп Швабский . Филипп был убит в Бамберге в 1208 году и похоронен в соборе, который в то время ещё находился на стадии строительства. Могила Филиппа расположена вблизи Георгиевского хора, где позже на одной из колонн был размещён всадник. Скульптура воплощает в себе образ храброго правителя, каким являлся Филипп. Многие факты подтверждают, что король Германии является прообразом Бамбергского всадника: его имя (Филипп от греч. «любящий коней»), несвоевременная смерть и миролюбие (в 1206 году он предложил побеждённому пфальцграфу Баварии Оттону VIII фон Виттельсбаху руку своей дочери).

Император Константин

Существует гипотеза, согласно которой всадник изображает римского императора Константина I Великого . Впервые данное истолкование предложил О. Хартиг, автор книги «Бамбергский всадник и его загадка». В своей работе Хартиг доказывал, какое большое значение в западноевропейской идеологии XII—XIII вв. занимала фигура императора. В качестве аргумента, подтверждающего данную теорию, выступает расположение статуи и взгляд всадника — он направлен к западному хору собора. Согласно легендам, перед тем, как принять христианство, у Константина было видение: на западной стороне небосклона он увидел крест.

Примечания

  1. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / пер. с нем./ под ред. Томана. — Кельн: Koennemann, 2000. — 521 с.
  2. Ювалова Е. П. Немецкая скульптура. 1200—1270. — М.: Искусство, 1983. — 112—113
  3. Hartig O. Der Bamberger Reiter und sein Geheimnis. — Bamberg; Leipzig, 1939; 1959. — S. 47
  4. Ювалова Е. П. Немецкая скульптура. — Москва: Искусство, 1983.
  5. Fränkischer Tag. Der Status Heide für den ersten christlichen Königs Ungarns darf nur als despektierliche, moralische Note verstanden werden, da er im Alter von fünf Jahren getauft wurde. (нем.) . — 1987. — 8 май.

Литература

  • Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. BAMBERGER REITER БАМБЕРГСКИЙ ВСАДНИК // Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5000 единиц / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М. : АСТ , 2006. — С. 76—77. — 1181 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-038383-5 .
Источник —

Same as Бамбергский всадник