Дональд Джадд (имя при рождении — Дональд Кларенс Джадд) родился
3 июня
1928
в
,
Миссури
.
Художник
служил в армии Соединенных Штатов в
Корее
. Он изучал философию, а затем историю искусств в
Колумбийском университете
в
Нью-Йорке
, а также работал в качестве художественного критика между 1959 и 1965 для ARTnews, Arts Magazine, и Art International.
Первая персональная выставка Джадда состоялась в 1957 в Panoras Gallery,
Нью-Йорк
.
Джадд женился на танцовщице Джулии Финч (Julie Finch) в 1964 (позднее они развелись), имел двух детей — сына Flavin Starbuck Judd (1968) и дочь Rainer Yingling Judd (1970). Сохранив дом в
Нью-Йорке
на 101 Spring Street, Джадд переехал в город
Марфа
,
Техас
, в 1972, где жил и работал до своей смерти 12 февраля 1994.
Дональд Джадд — один из самых значительных американских художников послевоенного периода. Работая в
Нью-Йорке
в 1960-х, Джадд стал известен как один из ключевых представителей минимализма, хотя сам художник не относил себя к данному стилю
.
Однако, говоря о Джадде нельзя не обратиться к истокам минимализма. Минимализм, как течение, возник в Нью-Йорке, в период 1960-70-х годов. Наряду с концептуализмом он проводит черту между искусством первой и второй половины XX века. В происхождении минимализма важную роль сыграла книга Камиллы Грей об искусстве советского авангарда, вышедшая в свет в 1962 году. Формы, используемые в минимализме, просты - это пространственные геометрические фигуры с монохромной поверхностью, в большинстве своем нейтрального цвета. Материалы для создания произведений были промышленного происхождения: использовались фанеры, плексигласа и металла. Другие создавались из наборных элементов: кирпича, неоновых трубок и т.д. Определив такие предметы как «специфические объекты», Дональд Джадд писал о них следующее:
«Специфический объект становился функцией пространства, света и зоны видимости зрителя»
.
Д. Джадд отказывается от вековой традиции живописи и скульптуры, провозглашающей эмоциональный подтекст и символическое наполнение главными в произведениях искусства, и сосредоточивается на материальности объектов. В своих произведениях и пространстве вокруг них он задается целью исследовать понятие прямоты. Отвергая условности, обращаясь к промышленным материалам, он создавал крупные полые объекты, в основном в форме разнокалиберных «коробок», размещая их в определенной геометрической последовательности
.
Дональд Джадд начал свою карьеру как арт-критик Arts Magazine. Как художник он поначалу (в конце 1940-50-х) работал как живописец. В начале 1960-х Джадд начал добавлять трехмерные элементы на поверхность своих работ, поначалу создавая рельефы, а затем перейдя к полностью автономным структурам, которые он называл «конкретными объектами» (specific objects).
Стоит отметить, что в это время представители минимализма разными путями стремились к одному и тому же: они пытались превратить окружающую их физическую среду в искусство, что шло в разрез с существующей традицией. Свои первые работы в направлении минимализма художник создавал еще в 1950-60-х, когда в Америке постепенно приходил в упадок абстрактный экспрессионизм. Данное направление характеризуется большим вниманием к личности художника, ярким жестам и экспрессивными движениями кисти, которые передают энергию и движение создателя вокруг холста. Именно от этого Джадд хотел избавиться
. Он также считал, что художнику и вовсе не нужно притрагиваться к произведению. Придумывая свой объект, Джадд создавал чертеж и отправлял его на производство. Готовые экземпляры устанавливались в музее или галерее. Во главенство всего Джадд ставил только идею, чистый замысел. Демистифицируя свои произведения, он идейно ставит себя по другую сторону от популярного тогда
абстрактного экспрессионизма
.
Так, Д. Джадд, в своем раннем произведении минимализма, делает акцент на усилении взаимодействия между зрителем, произведением и пространством и создает алюминиевый прямоугольный параллелепипед, покрытый эмалью в 1968 году . Изготовленный из промышленных материалов, он притягивает взгляд. Созданный им прямоугольный параллелепипед акцентирует внимание зрителя прежде всего на физической природе объекта. И хотя фигура не создана предметом быта или массового потребления, в ней проявляется идея, высказанная еще
М. Дюшаном
в «
Фонтане
» 1917 года. Уилл Гомперц писал о его идее так:
«Он был уверен, что изобрел новую форму скульптуры, подразумевающую, что художник выбирает предмет массового производства без сколь-либо очевидных эстетических достоинств и лишает его функционального предназначения, — иными словами, делает бесполезным, — после чего, присвоим имя и изменив контекст и ракурс, превращает в настоящее произведение искусства»
.
Таким образом, Д. Джадд отказывается от живописи и провозглашает, что «объемное произведение искусства по своей природе мощнее и конкретнее, чем краска на плоскости»
. В дальнейшем Д. Джадд создает множество скульптур, подобных прямоугольному параллелепипеду, изучая соотношение форм и пространства вокруг них. Отметим, что во многих работах он применял математическую последовательность Фибоначчи
.
В 1963 он сформулировал основной «словарь» форм — «стопки», «коробки» и «прогрессии», с которыми работал последующие тридцать лет. Поначалу Джадд работал в дереве, промышленно изготовленные металлические ящики появились в конце 1960-х. В начале 1970-х его работы приняли форму инсталляций, Джадд начал выставлять работы на открытом пространстве. В это же время он переехал в
Техас
, где превратил военную базу в личную студию. Используя промышленные материалы для создания абстрактных произведений, которые подчеркивают чистоту цвета, формы, пространства и материалы, Джадд описывал собственную работу как «простое выражение сложной мысли».
Джадд заложил новые основы в исследовании объема, интервала, пространства и цвета. Он отверг традиционные формы и средства, используя промышленные материалы, такие как оргстекло, листовой металл и фанера, а с середины 1960-х его работы производились промышленным способом.
Персональные выставки
2009 Colored Plexiglas, L&M Arts, Нью-Йорк
2008 Woodcut Prints, Paula Cooper Gallery, Нью-Йорк
2007 Architekturgalerie e.V., Мюнхен
2006 Art & Public, Женева
2005 The Barbara Krakow Gallery, Бостон
2005 Gallery Shilla, Daegu
2005 Работы с 1967 по 1989, Galería Elvira González, Мадрид
2004 Дональд Джадд в Аделаиде, Art Gallery of South Australia, Аделаида
2004 Large-Scale Works, PaceWildenstein, Нью-Йорк
2004 Museum für Gegenwartskunst, Emanuel Hoffmann-Stiftung, Базель
2004 Kunstmuseum Basel, Базель
2004 Annemarie Verna Gallery, Цюрих
2004 For the Pleasure of Seeing, Peter Freeman, Нью-Йорк
2004 K20 Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen — am Grabbeplatz, Дюссельдорф
2004 Tate Britain, Лондон
2003 Sprüth Magers London, Лондон
2003 Simon Lee Gallery, Лондон
2003 The Barbara Krakow Gallery, Бостон
2003 Ранние работы, 1956—1968, The Menil Collection, Хьюстон
2002 50 x 100 x 50 / 100 x 100 x 50, PaceWildenstein, Нью-Йорк
2002 Prints — Galerie Bugdahn und Kaimer, Дюссельдорф
2001 The essential Donald Judd, Walker Art Center, Миннеаполис
2000 Stellan Holm Gallery, Нью-Йорк
2000 Late Works, PaceWildenstein, Нью-Йорк
2000 Musee d´Art Moderne et d`Art Contemporain Nice, Ницца
↑
Сьюзи Ходж.
Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники. / Ольга Киселева. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — С. 152-153. — 224 с. —
ISBN 978-5-00117-015-0
.
(неопр.)
.
ART УЗЕЛ
. Дата обращения: 28 августа 2019.
28 августа 2019 года.
↑
Сергей Гущин, Александр Щуренков.
Современное искусство и как перестать его бояться. — Москва: АСТ, 2018. — С. 26-27. — 240 с. —
ISBN 978-5-17-109039-5
.
Уилл Гомперц.
Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси.. — Москва: Синдбад, 2018. — С. 20-21. — 464 с. —
ISBN 978-5-906837-42-4
.