Рабы Микеланджело
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рабы» ( итал. prigioni — пленники) — знаменитые скульптуры, созданные прославленным мастером Микеланджело Буонарроти, хранящиеся в различных музеях Европы. Были предназначены для неосуществлённого проекта гробницы папы Юлия II в соборе Святого Петра в Ватикане . Макет незавершённого надгробия смонтирован в 1545 году в правом трансепте римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи («Святого Петра в веригах»).
Папа римский Юлий II скончался 21 февраля 1513 года в возрасте 69 лет от лихорадки и был похоронен в соборе Святого Петра. Его останки, вместе с прахом его дяди Сикста IV , позднее были осквернены во время разграбления Рима в 1527 году . Ныне они покоятся в Соборе Святого Петра в передней части памятника папе Клименту X . Церкви «Святого Петра в веригах» на Эсквилине покровительствовала семья Делла Ровере, из которой происходил папа Юлий, в ней он служил титулярным кардиналом. Поэтому именно в этой церкви, в её правом трансепте , в 1545 году решили разместить часть скульптур несостоявшегося надгробия.
2-й вариант проекта гробницы | Макет гробницы |
---|---|
Проект надгробия Юлия II претерпел несколько вариантов (достоверно известно пять). В соответствии с первым и вторым вариантами проекта снаружи со всех сторон гробницу должны были окружать около сорока статуй. «Согласно идеям неоплатонической философии они были призваны символизировать восхождение человеческой души к небу. Статуи нижнего яруса воплощали триумф апостольской церкви над язычниками и еретиками» . По свидетельству Асканио Кондиви, ученика и помощника Микеланджело, скованные фигуры «пленников» ( итал. prigioni ) — ныне они именуются «рабами» — должны были олицетворять свободные искусства. Компактностью силуэта эти статуи подчёркивали вертикальные пилястры , к которым они прислонялись спиной. В двух боковых нишах первого яруса предполагалось разместить статуи Побед, а в средней части —дверь, ведущую внутрь, в погребальную камеру, оформленную в виде капеллы. Второй ярус композиции воплощал идею торжества учения — Ветхого и Нового Завета. На переднем и заднем фасадах второго яруса Микеланджело предполагал установить фигуры пророка Моисея , Святого апостола Павла и две аллегорические статуи: «Жизнь деятельная» (направленная на процветание и прославление церкви) и «Жизнь созерцательная» (устремлённая к постижению Божественной истины и к духовному самосовершенствованию). Эти аллегории олицетворяли ветхозаветные персонажи Лия и Рахиль (в последующих, упрощённых вариантах эти статуи художник перенёс на первый ярус). Под руководством Микеланджело работало много помощников, в том числе Доменико Фанчелли, Раффаелло да Монтелупо и Томмазо Босколи .
В 1513—1516 годах Микеланджело создавал фигуры двух «Пленников (Рабов)» — Восставший раб и Умирающий раб , и скульптуру Моисея . Рабы не вошли в окончательный вариант гробницы, и скульптор в 1546 году подарил две статуи Роберто Строцци, барону ди Коллальто, известному флорентийскому политику, в благодарность за оказанное гостеприимство, а тот преподнёс их французскому королю Франциску I . С 1578 года они хранились в замке Экуан , после этого — в замке Пуату у кардинала Ришельё , где ими восхищался Дж. Л. Бернини . В 1793 году скульптуры были выставлены на продажу, но сняты как национальное достояние и поступили в музей Лувра . Ещё четыре незаконченные статуи хранятся во Флоренции. Они остались во флорентийской мастерской Микеланджело, в 1564 году Леонардо, племянник мастера, подарил их великому герцогу Козимо I ; скульптуры находились в гроте в садах Боболи , а в 1909 году их перенесли в Галерею Академии во Флоренции .
Двух рабов из Лувра, самых знаменитых, условно называют одного «Восставшим», другого — «Умирающим». Истинное значение фигур не вполне ясно. По утверждению Вазари : «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник , который столь успешно им покровительствовал» .
Исследователи, например Р. Виттковер , Ш. де Тольнай , Г. Тоде , видели в этих необычайных фигурах «пластическое воплощение архитектонических сил», «закона жизни», олицетворения психологических типов, «воплощение мировой боли» .
Немецкий литературовед и историк искусства Г. Ф. Гримм назвал тела «Рабов» «роскошным панцирем, который покидает душа» . Cтатуи также считают противопоставлением двух темпераментов: прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, и другого, обессиленного и смиряющегося. В «Восставшем рабе» находили олицетворение архитектуры , а в «Умирающем» — живописи , так как у ног фигуры имеется незавершенное изображение обезьяны, традиционного символа подражания природе, согласно крылатому латинскому выражению: Ars simia naturae — «Искусство — обезьяна (в смысле подражание) природы» .
Еще один «раб» хранится в Каза-Буонарроти — Доме-Музее Буонарроти во Флоренции, но принадлежность его творчеству Микеланджело оспаривается.
Последние фигуры, возможно, относятся к последнему, пятому по счёту проекту гробницы 1532—1534 годов . Предполагается также, что Микеланджело намеревался их завершить, но в процессе работы их «якобы случайная незавершённость», выраженная в активном взаимодействии объёма с массой каменного блока, с ещё не удалёнными остатками мраморной глыбы, могла навести скульптора на новые идеи и он оставил эти скульптуры в стадии «нон-финита» ( итал. non finita — незаконченные), о чём свидетельствуют дальнейшие поиски Микеланджело в этом направлении в поздних произведениях, например в « Пьета Палестрины » и « Пьета Ронданини ». Характерный приём «углублённого контура» в статуях «Атласа» и «Пробуждающегося раба», создающего впечатление «vibrato» (усиления) взаимодействия объёма и пространства, воздуха, света вокруг статуи, демонстрирует нарождающиеся идеи стиля барокко , у истоков которого стоял «поздний Микеланджело» .