Interested Article - Вакх (Леонардо да Винчи)
- 2020-04-06
- 1
«Вакх» ( итал. Bacco ), ранее известная как «Святой Иоанн Креститель» ( итал. San Giovanni Battista ), — картина, хранящаяся в Лувре , в Париже, основанная на рисунке итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи . Предполагается, что она была создана его неизвестным последователем, возможно, в мастерской Леонардо да Винчи. Искусствовед Сидней Дж. Фридберг отнёс рисунок ко второму миланскому периоду Леонардо . Среди ломбардских художников, которые были предложены в качестве возможных авторов «Вакха», были Чезаре да Сесто , Марко д’Оджоно , Франческо Мельци и . На картине изображена мужская фигура с украшенной венками головой и леопардовой шкурой, сидящая на фоне идиллического пейзажа. Он указывает своей правой рукой налево, а левой рукой, обхватывая свой тирс , таким же жестом указывает вниз на землю.
Первоначально на картине был изображён Иоанн Креститель . В конце XVII века, между 1683 и 1693 годами, она была переделана и мужская фигура стала изображать Вакха .
Итальянский учёный Кассиано даль Поццо , который видел первоначальный вариант картины во дворце Фонтенбло в 1625 году, описал её как не имеющую ни благочестия, ни благопристойности, ни сходства с Иоанном Крестителем . Красивый, молодой и слегка андрогинный Иоанн на этой картине сильно расходился с существовавшими традициями его изображении: как правило пожилого аскетического пророка. Но образ на этой картине имеет сильное сходство с « Иоанном Крестителем » Леонардо да Винчи, также хранящимся в Лувре .
В ходе переделки картины изображение Иоанна Крестителя превратилось в изображение языческого божества, длинный крестовидный посох стал тирсом Вакха. был добавлен виноградный венок. Меховое одеяние — наследие Иоанна Крестителя, но оно было покрыто леопардовыми пятнами, относящимися, как и венок, к Вакху, римскому богу вина и опьянения.
Примечания
- S.J. Freedberg, «A Recovered Work of Andrea del Sarto with Some Notes on a Leonardesque Connection» The Burlington Magazine 124 No. 950 (May 1982:266, 281—288) p. 285
- Freedberg 1982, p. 285
- A. Ottino della Chiesa, Leonardo Pittore (Milan) 1967:109
- Marilyn Aronberg Lavin, «Giovannino Battista: A Study in Renaissance Religious Symbolism» The Art Bulletin 37 .2. (June 1955).
- в базе данных Лувра (фр.)
Литература
- Musée du Louvre, Hommage à Léonard de Vinci 1952
- 2020-04-06
- 1