Interested Article - Мадонна с Младенцем в пейзаже
- 2020-02-15
- 1
«Мадонна с Младенцем в пейзаже» ( итал. Madonna col Bambino in un paesaggio ) — картина итальянского художника эпохи Возрождения Джорджоне из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображена сидящая на пригорке на берегу реки Мадонна с младенцем Христом на руках. Противоположный берег реки, выступающий фоном, являет собой горный пейзаж , в левой части которого на небольшом ровном участке расположены несколько каменных строений.
Ранняя история картины неизвестна. В начале XIX века она принадлежала петербургскому лейб-медику А. А. Крейтону и в 1817 году была приобретена для Эрмитажа на распродаже его собрания (всего из собрания Крейтона тогда было приобретено 10 картин разных художников) . Первоначально картина была написана на дереве; в 1872 году реставратор А. Сидоров перевёл её на холст . При переводе Сидоров использовал новый грунт на основе свинцовых белил, из-за чего рентгенограмма картины почти не читается. В инфракрасных лучах заметны авторские переделки картины: немного изменено положение правого бедра и ноги младенца, его голова была увеличена и первоначально имела другой поворот. Платок на голове мадонны был гораздо шире, а сквозь шарф на её шее проглядывают контуры одежды, что указывает на то, что шарф был написан позже; на складках платья просвечивает угольный рисунок, не совпадающий с живописными контурами .
Картина выставляется в здании Большого (Старого) Эрмитажа в зале 217 .
При поступлении в Эрмитаж картина была записана в инвентарь как произведение Гарофало , затем была приписана Джованни да Удине . Г. Ф. Вааген , приглашённый в 1863 году в Эрмитаж для консультаций, счёл, что картину написал художник школы Джованни Беллини и отметил в ней «очень чистое чувство природы и необычности» . Старший хранитель Эрмитажа А. И. Сомов при составлении эрмитажных каталогов 1889—1909 годов указывал в качестве автора Франческо Биссоло , также называлось имя Андреа Превитали . Имя Джорджоне в качестве возможного автора первым назвал , но, посетив Эрмитаж в 1899 году и непосредственно увидев картину, он предположил, что это копия с утерянного оригинала Джорджоне. Л. Юсти в 1908 году утверждал, что автором является сам Джорджоне, мотивируя это явным сходством в манере исполнения эрмитажной картины и «Поклонения пастухов» из Национальной галереи искусства в Вашингтоне и «Испытанием Моисея» и «Судом Соломона» из Уффици . Главный хранитель Эрмитажа Э. К. Липгарт первоначально поддержал Юсти и в эрмитажном каталоге 1910 года картина была указана как работа Джорджоне, но в каталоге 1916 года он поставил имя Бартоломео Венето . Л. Вентури приписал картину последователю Джованни Беллини, скопировавшему фоновый пейзаж у Джорджоне. С начала 1940-х годов большинство исследователей признавали авторство Джорджоне, за исключением Б. Беренсона , который назвал возможным автором Джованни Кариани .
В 1955 году в Венеции была организована большая ретроспективная выставка «Джорджоне и джорджонески», на которую Эрмитаж предоставил «Мадонну с Младенцем в пейзаже». Т. К. Кустодиева пишет, что «эта выставка сильно продвинула вперёд изучение наследия Джорджоне», а экспонирование картины рядом с другими работами мастера и сравнение их между собой подтвердило его авторство . Т. Д. Фомичёва отмечает «несомненное сходство» эрмитажной картины с рядом других произведений Джорджоне. По ёё мнению, заметна близость в постановке фигуры Мадонны к «Мадонне с Младенцем (Мадонна Талларда)» из музея Эшмола при Оксфордском университете (ранее считалась работой Джорджоне, но впоследствии атрибуция была отведена) . Младенец внешне очень похож на младенца из вашингтонского «Поклонения пастухов». Фоновый пейзаж совершенно явно перекликается с пейзажем « Мадонны Кастельфранко » из кафедрального собора Кастельфранко , а изображение травы из правой части переднего плана почти идентично повторяется в левом нижнем углу эрмитажной « Юдифи » .
Большинство исследователей относят картину к раннему периоду творчества художника, сходясь в том, что она была написана ранее «Мадонны Кастельфранко» — около 1503 года. По мнению Т. Д. Фомичёвой, это подтверждается особенностями картины: «несколько скованная поза младенца, неловкий жест мадонны, поддерживающей его голову, а также некоторый готицизм в трактовке одежды мадонны, имеющий явную связь с графикой немецкого мастера Мартина Шонгауэра , этот готицизм во всех ранних работах Джорджоне вплоть до „Мадонны Кастельфранко“» .
Т. К. Кустодиева, анализируя картину, писала:
Мария несколько отстраняет от себя младенца <…>, и рождается совершенно особенное чувство — задумчивости, мечтательности, сосредоточенности и тем самым — интимности образа. Вибрация света на плотной живописной поверхности предвосхищает более поздние работы Джорджоне. Занимая центральное место, фигуры неотделимы от пейзажа, трактованного цельно в его конкретной реальности в то же время внимательно запечатлённого в деталях .
Примечания
- ↑ , с. 172.
- , с. 148.
- ↑ , с. 171.
- Дата обращения: 24 ноября 2020. 8 января 2021 года.
- , S. 30.
- Дата обращения: 24 ноября 2020. 5 декабря 2020 года.
- Дата обращения: 24 ноября 2020. 9 января 2022 года.
- , с. 138.
- Дата обращения: 24 ноября 2020. 1 декабря 2020 года.
- , с. 138—139.
Литература
- Кустодиева Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII—XVI веков. Очерк-путеводитель. — Л. : Искусство, 1985. — 184 с.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л. : Искусство, 1986. — 426 с.
- Фомичёва Т. Д. Венецианская живопись XIV—XVIII веков. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1992. — 407 с.
- Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
- 2020-02-15
- 1