Interested Article - Мастер E. S.

Мастер Е. S. ( нем. Meister E. S. , род. около 1420 — ум. около 1468 ; ранее известен как Мастер 1466 года , нем. Meister 1466 ) — неизвестный по имени немецкий гравёр и ювелир эпохи поздней готики . Вместе с Мартином Шонгауэром считается одним из первых немецких гравёров .

Биография

Mастер Е. S. (?). Антоний Египетский, около 1460

Имя, присвоенное ему искусствоведами, Mастер Е. S. , происходит от монограммы «Е. S.» , которая в различных вариантах стоит на восемнадцати его гравюрах (иногда просто «Е» или даже обращенное назад «Е» ). При этом только на шести гравюрах стоит полная монограмма, под которой он фигурирует в современном искусствовведении ( L. 51, 56, 57, 65, 150, 158 ). Он был, вероятно, первым печатником, разместившим свои инициалы на гравюре .

Подписанные произведения Мастера Е. S. показывают, что он был активен с 1450 до 1467 года , последняя дата стоит на одном из отпечатков. После этой даты, он, как предполагают, умер. Предполагают, что Мастер Е. S. связан с Юго-Западной Германией или Швейцарией . Эта точка зрения опирается главным образом на стилистическую близость его гравюр с современной ему живописью этого региона. Вероятно деятельность его проходила в регионе Верхнего Рейна , также есть свидетельства того, что он посетил Майнц. Исходя из алеманнского диалекта его надписей, стилистических и иконографических особенностей, гербов , водяного знака и его стилеобразующего влияние на других художников, некоторые искусствоведы приходят к выводу, что он работал на Верхнем Рейне .

Весьма вероятно, что Мастер Е. S. примерно с 1440 года работал в Констанце , Базеле , районе Боденского озера и северной Швейцарии, а затем в Страсбурге , и там его деятельность проходила в 1450 1468 годах . Существуют предположения о том, что Мастер Е. S. мог быть как под влиянием так называемого Мастера Игральных карт, так и Рогира ван дер Вейдена , Конрада Вица и нидерландской живописи .

Историк искусства Horst Appuhn в 1988 году предположил, что инициалы художника связаны с паломничеством в Айнзидельнское аббатство ( нем. Einsiedeln , мужской бенедиктинский монастырь, крупнейший центр паломничества на территории Швейцарии). Чудотворная статуя мадонны, стоявшая в монастыре, сгорела при пожаре 1465 году , а в 1466 году её заменили другой статуей — даром цюрихской настоятельницы Гильдегарды. Буква «S» в этом случае трактовалась трактовалась как «Cвятое место» ( лат. Sanctum ), «Schweiz» / «Schwyz» (Швейцария / Швиц) или «Одиночество» ( лат. Solitudo ) . Так как некоторые из листов Мастера E. S. в изображении лиц персонажей, композиции и стилистических особенностях очень сильно отличаются друг от друга, то выдвигалась гипотеза, что за Мастером Е. S. скрывается целая мастерская с несколькими равными по статусу сотрудниками.

Ни одна из попыток соотнести известных по имени художников с его инициалами не добилась всеобщего признания. Его монограмма расшифровывалась искусствоведами как * , E. Stern , Egidius Stechlin , Erhard Schongauer , Endres Silbernagel . Выдвигалась гипотеза, что «S» означает не имя, а город художника — Страсбург . Термин «мастер» предполагает художника, завершившего ученичество и создавшего собственную мастерскую. Предполагают что Мастер Е. S. проходил обучение в качестве ювелира, а не как художник, работал ювелиром в течение нескольких лет прежде, чем занялся гравюрой, возможно это произошло только в последние годы его жизни. Он гравировал два изображения Святого Элигия , покровителя ювелиров. Некоторыми исследователями Мастер E. S. отождествляется с придворным художником и ювелиром императора Священной Римской империи Фридриха III Эрвином фон Штеге ( нем. Erwin von Stege ) .

Предпринимались попытки соотнести с творчеством Мастера Е. S. и станковые работы неизвестных по имени художников из Центральной Европы. В частности, кисти художника приписывалось изображение «Святой Антоний Египетский », изображающее отшельника стоящим в полный рост со свиньёй у ног (правая боковая панель из полиптиха ). Створка полиптиха находится в амстердамском Рейксмюсеум (инвентарный номер SK-A-3310 ) .


Периодизация и особенности творчества

Мастер Е. S. . Большой Сад любви с шахматистами . Между 1460 и 1467. L. 214

Художнику приписывается большое число гравюр на религиозные темы и некоторое количество жанровых сцен — любовных, изображение литер алфавита, гербов и так далее. Изображения носят преимущественно плоскостной, орнаментальный характер .

Алан Шестак делит творчество Мастера Е. S. на три стилистических периода :

  • около 1450
  • до 1460
  • и после 1460

Во второй период им были сделаны значительные технические разработки: более глубокие надрезы резцом, что позволило производить больше оттисков (число их до этого времени, возможно, было ограничено только шестьюдесятью); использование штриховки (параллельных линий), чтобы изобразить светотень, от этого объём предметов становится более убедительным; его рисунок стал более уверенным, иногда даже самоуверенным. Многие фигуры этого периода имеют искаженные позы даже в состоянии покоя. В работах третьего периода фигуры расслаблены, большое внимание уделялось в композициях плоским поверхностям .

Интерес представляют гравюры последнего периода на тему Сада любви, неоднозначная трактовка данной темы художником вызывает споры искусствоведов. Среди этих гравюр выделяется «Большой сад любви с шахматистами» , который содержит достаточно легко реконструируемое изображение шахматной позиции .

Lehrs -каталог содержит триста восемнадцать гравюр Мастера Е. S. , из них девяносто пять являются уникальными, и пятьдесят существуют только в двух копиях. Другой значительный гравёр и ювелир этого времени, , был, вероятно, его ведущим помощником. Сорок одна (по другой версии — тридцать восемь гравюр) из его незавершённых гравировальных досок, переданных ему учителем, были позже переработаны ван Макенемем, иногда они считаются копиями гравюр Мастера Е. S. , которые не сохранились. Он создал серию из одиннадцати гравюр для Ars Moriendi , очень в то время популярной темы. Не было никаких сомнений в том, что они предназначены для введения в рукописной копию книги. В общей сложности по оценке Алана Шестака художником было создано около пятисот гравюр . Британский историк искусства отмечает:

« Мастер E. S. не высокого уровня, как художник, но с технической точки зрения он был одним из самых значительных явлений в истории искусства гравюры».

Hind, Arthur M. A. History of Engraving & Etching. From the 15th Century to the Year 1914

Художник любил заполнять гравюры большим количеством декоративных деталей, иногда перегружать композицию. Два рисунка на тему «Крещения Христа», признанные работами Мастера Е. S. , находятся в Берлине и в Лувре . Шестак считает на основе их анализа, что художник сначала копировал некую картину, а затем он в процессе работы над гравюрой, представил дополнительные детали в стиле золотых дел мастера, заполняя пустые пространства новыми деталями .

Некоторые исследователи отмечают юмор и иронию монограммиста:

«На пародийность [литеры] „m“ Мастера E. S. по отношению к аналогичной букве де Грасси уже обращал внимание Степанов: на месте Благовещения у Мастера E. S. возникает единственная во всей серии обнаженная женская фигура, фланкируемая шутом и юношей, создавая впечатление, что мастер целенаправленно стремился к тому, чтобы фигуры кавалера и обнаженной воспринимались как травести персонажей Благовещения. В снижении алфавитной идеи Мастер Е. S. как бы спустился на ещё одну ступень вниз по сравнению со своими предшественниками. Ясно, что алфавит подчеркнуто неблагочестив… Греховно-низовая образность подается иначе: осуждение в ней тесно переплетено со смехом, причем последний главенствует, отчего весь анализ данного алфавита осуществлён в бахтинском ключе».

Савельева М. Ю. Позднеготические фигурные алфавиты. Иконография, семантика, дидактика

Готический алфавит Мастера E. S.

В середине 1460-х годов Мастер E. S. создал готический минускульный алфавит в технике резцовой гравюры на меди, состоящий из фигурок людей и животных, каждая буква (из 23 букв) которого выгравирована на отдельной пластинке. Самостоятельность отдельных букв друг от друга здесь гораздо выше, чем у его предшественников .

Основой для Мастера Е. S. послужил алфавит Джованни де Грасси (последняя четверть XIV века , Ломбардия ). Содержание и стилистику оригинала Мастер Е. S. подверг значительной переработке. Сохраняются образы собачек и птиц (при этом в литерах «r» , «t» и «z» содержатся образы фантастических животных), появляется образ шута. Мастер M. S. подчёркивал юмористические элементы в духе народной смеховой культуры. Литеры «l» и «q» — искусствоведами рассматриваются как пародия на рыцарство , «b» и «m» — на соблазнителей и женщин лёгкого поведения, в «n» и «g» пародия на духовенство , учёных и врачей, «х» — на музыкантов, «k» – на дикарей, в «p» — на мусульман . «Н» , предположительно, содержащая ироничный образ бога Сатурна , на что указывают камень на плече великана (проглоченный вместо сына — Зевса ) и изображения ножей (образ смерти). Христологические образы (в буквицах «c» , «d» , «y» , «v» ) оттеснены на периферию и создают аргументы против обвинения художника во фривольной трактовке темы .

Галерея

Примечания

  1. Вессели И.-Э. . — М. : Центрполиграф, 2003. — С. 4. — ISBN 5-9524-0638-6 . 18 сентября 2016 года.
  2. Appuhn, Horst. (нем.) // Zeitschrift für schweizerische Archäologie und Kunstgeschichte : Журнал. — 1988. — Nr. 45 . — S. 301–314 . — ISSN . 3 марта 2016 года.
  3. Minott, Charles Ilsley. (англ.) // The Burlington Magazine : Журнал. — 1967. — Ноябрь ( vol. 109 , no. 776 ). — P. 663—664 . 19 августа 2016 года.
  4. Appuhn, Horst. Das Monogramm des Meisters E. S. und die Pilgerfahrt nach Einsiedeln (нем.) // Kunstchronik : Журнал. — 1988. — Nr. 41 . — S. 277–280 . — ISSN .
  5. Stolberg-Wernigerode, Otto. // Neue deutsche Biographie (нем.) . — Berlin: Melanchthon, 1990. — Bd. 16. — S. 711—712. — 785 S.
  6. Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — СПб-М: Нева—ОЛЬМА-ПРЕСС, 2002. — Т. 1. — С. 293–295. — 544 с.
  7. (нидерл.) . Rijksmuseum.nl . Дата обращения: 17 сентября 2016. 19 сентября 2016 года.
  8. Shestack, Alan. Master E. S.. — Philadelphia: Philadelphia Museum of Art, 1967.
  9. Bohn T. Schachspiels am Mittelrhein (1800-2010). — Koblenz: Р, 2015. — С. 47. — 476 с.
  10. Hind, Arthur M. A History of Engraving and Etching. From the 15th Century to the Year 1914. — Courier Corporation, 2011. — С. 24—25. — 512 с. — ISBN 0486148874 , 9780486148878.
  11. Савельева М. Ю. . — М. : МГУ, 2007. — С. 18—20. — 29 с. 11 октября 2016 года.
Источник —

Same as Мастер E. S.