Interested Article - Fortuna desperata
- 2021-10-24
- 1
Fortuna desperata (с итал. «несчастная судьба») — старинная итальянская многоголосная песня.
Краткая характеристика
Текст и музыка написаны неизвестными авторами в 70-х годах XV века, скорее всего, во Флоренции при дворе Медичи . В качестве возможного автора песни в XX веке рассматривался Антуан Бюнуа . В конце XX века авторство Бюнуа было поставлено под сомнение, а в качестве нового кандидата стал рассматриваться малоизвестный флорентийский композитор Феличе ди Джованни ( итал. Felice di Giovanni ; ум. 1478) . Поводом к написанию песни могла послужить безвременная (в возрасте 23 лет) кончина Симонетты Каттанео (жены Марко Веспуччи, близкого к дому Медичи) — героине поэмы Анджело Полициано «Le stanze per la Giostra» («Стансы к турниру», 1478) и модели для знаменитых картин Сандро Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры» .
Отдельные голоса Fortuna desperata легли в основу новых композиций XV — XVI веков в различных светских и духовных жанрах (в том числе, контрафактур ), среди которых мессы , мотеты , французские шансон , немецкие Lieder , лауды , кводлибеты , клавирные и лютневые интабуляции . Наиболее часто источником ( cantus prius factus ) для новой композиции служил тенор (tenor) или верхний голос (superius) гипотетического оригинала пьесы (см. фрагмент на иллюстрации к этой статье), редко — контратенор (contra).
На материале Fortuna desperata написаны мотеты и многоголосные песни Хенрика Изака (всего 5), Людвига Зенфля (всего 7), Александра Агриколы , , Матиаса Грейтера , мессы Жоскена Депре и Якоба Обрехта и т.д. — в общей сложности более 40 новых композиций . О большой популярности песни свидетельствует тондо Филиппино Липпи «Мадонна с младенцем» (в Италии известно под названием Il Tondo Corsini , написано около 1482 года), где изображены в том числе поющие по нотам ангелы. Необычайно точно выписанные на свитке ноты представляют собой трёхголосную музыку (без текста) на тематическом материале Fortuna desperata .
Текст
Стихи написаны ямбом, рифмы в 4-строчной строфе: ABBA. В большинстве композиций на «Fortuna desperata» выписывается только первая строфа или (чаще) её инципит ; в одном из источников приводятся также вторая и третья строфы :
Оригинал | Русский перевод |
---|---|
Fortuna desperata,
Iniqua e maledecta, Che di tal dona electa La fama hai denigrata. |
О судьба несчастная,
злая и проклятая, очернившая доброе имя несравненной госпожи. |
Примечания
- Meconi 1999, p. 484; Rifkin 1999, pp. 520, 563 ff.
- Meconi 1999, pp. 493–497.
- McGee 2007, p. 15.
- Meconi 1999, pp. 481–482.
- Meconi 2001, p.IX.
- Использованы инципиты (начальные мелодические фразы) тенора и верхнего голоса оригинальной песни, см. McGee 2007, p.21.
- London 16439. Полный текст см. в книге: Meconi 2001, p. XVI.
Литература и нотные издания
- Lowinsky E. Matthaeus Greiter's Fortuna : An experiment in chromaticism and in musical iconography // Musical Quarterly 42 (1956), p. 505-508.
- Lowinsky E. Music in the culture of the Renaissance and other essays, ed. by Bonnie J. Blackburn. Chicago: University of Chicago Press, 1989.
- Meconi H. Art-song reworkings: An overview // Journal of the Royal Musical Association 119 (1994), pp. 1-42.
- Meconi H. Poliziano, Primavera , and Perugia 431: new light on Fortuna desperata // Antoine Busnoys: method, meaning, and context in late Medieval music, ed. by P. Higgins. Oxford, 1999, p. 465–504.
- Rifkin J. Busnoys and Italy: the evidence of two songs // Antoine Busnoys: method, meaning, and context in late Medieval music, ed. by P. Higgins. Oxford, 1999, p. 505–571.
- Meconi H. (ed.) Fortuna desperata. Thirty-six settings of an Italian song. Middleton (Wisconsin): A-R Editions, 2001; 2nd ed. 2008.
- Morgan, Mary Kathleen . The three-voice chansons of Ockeghem and Busnoys: Approaches to form, process, and musical structure in the chanson ca. 1470. Ph.D. diss., University of Pennsylvania, 2002. См. тезисы .
- McGee T. J. Filippino Lippi and music // 30 No.3 (2007), p. 5-28.
- Zayaruznaya A. What Fortune can do to a minim // Journal of the American Musicological Society 65 (2012), pp. 313-381.
Ссылки
- : 1-я строфа — 3-голосный гипотетический оригинал, 2-я строфа — 3-голосная обработка Жоскена, 3-я строфа — анонимная 4-голосная обработка; в издании Meconi 2001 Nos. 1, 8, 2 (The Clerks' Group)
- (Google-превью)
- (итал.)
- 2021-10-24
- 1