Федр (эпикуреец)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Федр » ( др.-греч. Φαῖδρος ; лат. Phaedrus ) — сократический диалог Платона . В «Федре» показана философская беседа Сократа (в его лице выступает Платон) с Федром, частым собеседником Сократа и, по свидетельству Диогена Лаэртского , любимцем Платона. В этой беседе Сократ отвергает ложное красноречие и доказывает, что диалектика должна быть ценной только при условии, что она опирается на истинную философию. Раскрывается значение истинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души. В «Федре» запечатлены важные стороны учения Платона об «идеях» , об их познании, о прекрасном, о постижении прекрасного и любви к прекрасному. Борьба в человеке низшего и высшего начал представляется ему в образе колесницы, движимой парой крылатых коней и управляемой возничим . Возничий олицетворяет собой разум , добрый конь — волевой порыв , дурной конь — страсть .
Диалог разворачивается в окрестностях Афин под раскидистым платаном (229) на берегу реки Илиссос . Федр пересказывает Сократу спрятанный под плащом ( ἱματίῳ ) свиток ( βιβλίον ) с речью Лисия о любви ( ἐρωτικός — 227c). В речи высказываются причины, почему лучше быть благосклонным к друзьям, чем к возлюбленным; т.е., разумнее угождать ( χαριστέον ) "тем, кто не влюблён" и способен ответить угодой на угоду, чем тем, кто обуян любовью и нуждается в благосклонности больше всего. Попутно собеседники подвергают критике мифологические вымыслы вроде гиппокентавров, химер , пегасов и горгон (229d). Сократ вспоминает дельфийскую надпись ( Δελφικὸν γράμμα ) « познай самого себя » ( γνῶναι ἐμαυτόν — 229e) и обращается к анализу внутреннего мира. Далее Федр зачитывает речь Лисия (231—234). Сократ соглашается с Лисием в том, что влюблённые дурны, поскольку ревнивы, назойливы и дают много пустых обещаний.
Сократ в свою очередь рассказывает, что любовь бывает разной. Одна любовь направлена к удовольствиям, а другая — к совершенству ( ἄριστον ). Второй вид любви именуется рассудительностью ( целомудрием , σωφροσύνη — 237е). Первый же вид направлен не к благу, а на различные вещи. Её разновидностью является чревоугодие ( γαστριμαργία — 238b). Сократ обращает внимание, что обычная человеческая любовь нередко сопровождается ревностью и эгоизмом. Со временем, однако, такая любовь проходит, ибо проходит красота, которая эту любовь вызывает. Затем Сократ сообщает Федру о знаке со стороны своего даймона ( δαιμόνιόν — 242b) и отказывается от всех критических замечаний по поводу любви. Отныне Любовь для Сократа Бог.
Сократ признаётся в грехе поношения ( κακηγορία ) и говорит о необходимости очищения ( καθαρμὸς — 243a) с помощью хвалебной поэзии. Признавая любовь манией , Сократ говорит о пользе неистовства, которые могут быть как пророческими, так и поэтическими. Далее Сократ утверждает, что «всякая душа бессмертна» ( ψυχὴ πᾶσα ἀθάνατος — 245c). Также он уподобляет душу «крылатой упряжке» ( ζεύγους — 246a). А соединение «души и тела» ( ψυχὴ καὶ σῶμα ) называет «смертным». Приближаясь к познанию божественного и совершенного, душа оказывается в «занебесной области» ( ὑπερουράνιον — 247c). Смущаемые страстями души воплощаются в разнообразных телах. Сократ называет 9 градаций нисходящего совершенства земного звания:
Однако душа способна вселиться и в животных. Само знание у Сократа оказывается припоминанием ( ἀνάμνησις — 249c). Поэтому любовь есть не что иное как неистовство по поводу памяти того совершенства, которое душа видела до своего воплощения.
Далее Сократ критикует риторику ( ῥητορικὴ ), поскольку она пренебрегает размышлением о сути вещей в угоду убедительности и правдоподобию. Сократ перечеисляет таких ораторов как Горгий , Гиппий , Продик и Протагор . Всякая речь должна начинаться с вступления ( προοίμιον — 266d), затем следуют свидетельства ( μαρτυρία ), доказательства ( τεκμήρια ) и вывод. Иногда речи могут содержать опровержение. Подлинным ритором Сократ считает Перикла , причём именно потому, что тот слушал советы Анаксагора и согласовывал свои речи с «истинным разумом» ( ἀληθὴς λόγος — 270c). Альтернативой риторики Сократ считает диалектику ( διαλεκτικῇ ), которую практикуют философы ( φιλόσοφον — 278d). Свою последнюю речь Сократ заканчивает молитвой богу Пану с пожеланием обрести внутреннюю красоту. Заканчивается диалог афоризмом Федра: «у друзей всё общее» ( κοινὰ γὰρ τὰ τῶν φίλων )