Interested Article - Гаулли, Джованни Баттиста

Джованни Баттиста Гаулли ( итал. Giovanni Battista Gaulli ; 8 мая 1639 , Генуя 2 апреля 1709 , Рим ) — итальянский художник эпохи барокко , более известный по прозванию Бачиччио , или Бачиччья (( итал. Bacicciа ) — шутливое прозвание, на генуэзском диалекте означает «генуэзец» (уменьш. от «giambattista») .

Дж. Б. Гаулли работал главным образом в Риме как мастер фресковой росписи и портретной живописи переходного периода от барокко к рококо . Известен великолепными иллюзионистскими фресками на своде церкви Иль-Джезу в Риме. На его творчество оказал влияние Джан Лоренцо Бернини .

Биография

Дж. Б. Гаулли родился в Генуе, его родители умерли во время эпидемии чумы 1654 года. Учился живописи у в Генуе. В середине XVII века Генуя была одним из главных художественных центров, открытым как для космополитических влияний, в том числе североевропейских стран с некатолическим населением: Северной Германии, Голландии, Англии. Такие художники, как П. П. Рубенс и А. Ван Дейк работали в Генуе в течение нескольких лет. На формирование индивидуального стиля живописи Гаулли оказывали влияние В. Кастелло, Дж. Б. Кастильоне, Б. Строцци, а также манера Рафаэля и эклектизм художников болонской школы .

В 1653 году Гаулли переехал в Рим, его заметил генуэзский торговец картинами Пеллегрино Пери, который познакомил художника с Джан Лоренцо Бернини. Знаменитый Бернини помогал Гаулли в получении заказов. Гаулли также нашел покровителя в лице генуэзца, иезуита , одиннадцатого Генерала Общества Иисуса (ордена иезуитов) Джованни Паоло Олива . В 1662 году Гаулли стал членом Академии Святого Луки в Риме, а в 1674 его избрали президентом (рrincipi) Академии .

Творчество

В 1663 году Гаулли получил свой первый крупный заказ на создание алтаря церкви Сан-Рокко в Риме. В ранних произведениях Гаулли — картинах на мифологические и библейские сюжеты — ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка. Однако после посещения Пармы в 1669 году и изучения росписей купола Пармского собора работы Корреджо , индивидуальный стиль Гаулли приобрёл более свободный, живописный характер, а манера «pittura di sotto in su» («письмо снизу вверх, под потолок»), использованная Корреджо, будет с блеском продемонстрирована в его более поздних произведениях.

К первой половине XVII века было завершено оформление интерьеров крупных «материнских» церквей орденов контрреформации: иезуитов ( Сант-Андреа-аль-Квиринале ), театинцев и ораторианцев ( Санта-Мария-ин-Валичелла , Ораторио деи Филиппини ). Кьеза Нуова ). Но два самых главных храма, принадлежавших Обществу Иисуса: Сант-Иньяцио и Иль-Джезу , хотя и были богаты мрамором и камнем, оставались ещё без внутреннего убранства. Благодаря поддержке Бернини и Олива росписи церкви Иль-Джезу поручили 22-летнему Гаулли .

Гаулли украсил весь купол, включая лантерну и пандативы , центральный свод, ниши в окнах и потолки трансептов . Основная живописная композиция «Триумф имени Иисуса» занимает свод нефа. Она создана в 1672—1679 в манере «тромплёй» (фр. trompe-l'œil — «обманчивый глаз», «обманчивая видимость») — разновидности перспективных плафонных росписей, известных под названием (итал. pittura di sotto in sù — «живопись под потолок», или «снизу вверх»). Программу росписи, вероятно, сочиняли Бернини и Олива. Созданный Гаулли эффект, вдохновленный творчеством Бернини, побудил критиков называть Гаулли «Бернини в красках» или «выразителем идей» гения итальянского барокко .

Избранные работы

«Триумф имени Иисуса». Роспись свода церкви Иль-Джезу. Рим. 1672—1679

Монументальные росписи

  • «Триумф имени Иисуса». Роспись свода церкви Иль-Джезу . Рим. 1672—1679
  • Росписи пандативов купола на тему «Добродетели кардиналов» в церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне . Рим. 1662—1672

Портреты

Картины на библейские сюжеты

  • Брак в Кане Галилейской
  • Иоанн Креститель в пустыне (ок. 1671)
  • Иоанн Креститель (ок. 1676)
  • Поклонение тельцу (1683)

Примечания

  1. Зорько Г. Ф. Новый большой итальянско-русский словарь. — М. : Русский язык Медиа, 2004. — С. 100.
  2. Delle vite de' pittori, scultori, ed architetti genovesi. Tomo secundo scritto da Carlo Giuseppe Ratti. — Stamperia Casamara in Genoa, Oxford University copy on Feb 2, 2007. — Р. 75. Genovesi Raffaello Soprani
  3. Dizionario geografico-storico-statistico-commerciale degli stati del Re di Sardegna, by Goffredo Casalis. — Р. 724. URL: от 29 октября 2020 на Wayback Machine
  4. Haskell F. Patrons and Painters: Art and Society in Baroque Italy. — Yale University Press, 1980. — Рp. 80—85
  5. Wittkower R. Pelican History of Art (ed.). Art and Architecture Italy. 1600—1750. — Penguin Books, 1980. — Р. 332

Галерея

Источник —

Same as Гаулли, Джованни Баттиста