«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньягвиди. Сюжет картины происходит из трактата
Лукиана
, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника
Апеллеса
. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю
Мидасу
шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой
Истины
, смотрящей ввысь.
Фрагменты картины
Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества
Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи
Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть
Литература
Giorgio Vasari.
Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri
, 1568.
G. Cornini,
Botticelli
, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
F. Strano,
Botticelli
, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea
, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
Ilaria Taddei,
Botticelli
, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
Bruno Santi,
Botticelli
, in
I protagonisti dell’arte italiana
, Scala Group, Firenze 2001.
ISBN 8881170914