Interested Article - Свобода, ведущая народ

«Свобода, ведущая народ» ( фр. La Liberté guidant le peuple ), или «Свобода на баррикадах» (1830) — картина французского художника Эжена Делакруа . Считается одной из ключевых вех между эпохами Просвещения и Романтизма .

Описание

В центре картины изображена женщина, известная как Марианна — символ Французской республики и олицетворение национального девиза « Свобода, Равенство, Братство » (существует альтернативная точка зрения, что эта особа не является Марианной, а представляет собой аллегорию республики ). В этом образе Делакруа удалось совместить величие античной богини и отвагу простой женщины из народа. На голове её фригийский колпак (символ свободы во времена первой французской революции ), в правой руке — флаг республиканской Франции , в левой — ружьё. Босая и с обнажённой грудью, символизирующей самоотверженность французов, способных с «голой грудью» идти на врага, она шагает по груде трупов, словно выходя из холста прямо на зрителя.

За Свободой идут представители различных социальных классов — рабочий, буржуа, подросток — символизирующие единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в образе мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя; по мнению других моделью мог послужить драматург Этьенн Араго или куратор Лувра Фредерик Вилло .

История

Делакруа написал картину осенью 1830 года по горячим следам июльской революции , положившей конец правлению Карла X и режиму реставрации Бурбонов . После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то хотя бы буду для неё писать».

Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года , своими впечатлениями о котором, как и о картине в частности, поделился Генрих Гейне . Она была восторженно принята публикой и тотчас приобретена государством за 3000 франков для тронного зала Люксембургского дворца , чтобы служить напоминанием «королю-гражданину» Луи-Филиппу I о революции, благодаря которой тот пришёл к власти. Этим планам не суждено было сбыться и, провисев несколько месяцев в музейной галерее дворца, картина была убрана из-за политической провокационности.

После июньского восстания 1832 года картину вернули художнику, с разрешением отправить её на хранение своей тёте Фелисите. Революция 1848 года вновь позволила широкой публике увидеть «Свободу», а в 1855 году она была выставлена в Парижском салоне . В 1874 году картина вошла в собрание Лувра .

В 1974—1975 годах «Свобода» была главной жемчужиной выставки «Французская живопись 1774—1830 годов: Век революций», организованной французским правительством в Метрополитен-музее и Детройтском институте искусств в качестве подарка на двухсотлетие американской революции . В 1999 году «Свобода» совершила 20-часовой перелёт из Парижа на выставку в Токио через Бахрейн и Калькутту. Транспортировка осуществлялась на борту Эйрбас Белуга (размеры полотна — 2,99 м в высоту на 3,62 м в длину — были слишком велики для Боинга 747 ) в вертикальном положении в изотермической барокамере, защищённой от вибрации.

В 2012 году картина была перенесена в новый музей Лувр—Ланс в составе первого транша картин из Лувра. 7 февраля 2013 года неизвестная 28-летняя посетительница музея нанесла на полотно надпись «AE911» (аббревиатура американской некоммерческой организации «Архитекторы и инженеры за правду о терактах 9/11»), после чего была задержана . На следующий день реставраторы убрали надпись без повреждения оригинальной краски, потратив на это меньше двух часов, и картина была возвращена на место экспозиции.

Влияние

Сто франков «Делакруа»

Картина могла повлиять на роман « Отверженные » Виктора Гюго , описывающий среди прочего июньское восстание, произошедшее спустя два года после событий, изображённых на картине. В частности, широко распространено мнение, что персонаж Гавроша вдохновлён фигурой мальчика с пистолетами, бегущего рядом со Свободой . Также предполагается, что картина Делакруа могла вдохновлять Фредерика Бартольди при создании «Свободы, озаряющей мир», более известной как « Статуя Свободы », подаренная французами Соединённым Штатам Америки спустя полвека после написания картины . Портрет Делакруа с фрагментом картины печатался на стофранковой банкноте с 1978 по 1995 год. Симфония № 6 Джорджа Антейла , названная в честь Делакруа, была написана под вдохновением от картины по собственному признанию композитора .

«Свобода, ведущая народ» считается республиканским и антимонархическим символом, иногда подвергаясь критике, особенно со стороны роялистов и монархистов .

Примечания

  1. Renwick, William Lindsay (1889). The Rise of the Romantics 1789–1815: Wordsworth, Coleridge, and Jane Austen / W. L. Renwick . Oxford: Clarendon Press, 1990, c1963
  2. . Дата обращения: 7 июня 2018. 19 июня 2018 года.
  3. Pool 1969, p.33.
  4. Генрих Гейне. Собрание сочинений в десяти томах. М.; Государственное издательство художественной литературы, 1958. Том V, стр. 188—191.
  5. Battersby, Mathilda (2013-02-08). . The Independent . London. из оригинала 9 сентября 2019 . Дата обращения: 8 февраля 2013 .
  6. John Lichfield (2013-02-08). . The Independent . из оригинала 25 сентября 2015 . Дата обращения: 7 июня 2018 .
  7. Mould, Michael, The Routledge Dictionary of Cultural References in Modern French , Taylor & Francis, 2011, p.112.; . Berg, William, Imagery and Ideology: Fiction and Painting in Nineteenth-Century France , Associated University Presse, 2007, p.106.
  8. Gilles Néret, Eugène Delacroix, 1798–1863: The Prince of Romanticism , Taschen, 2000, p. 26.; Pool, Phoebe (1969). Delacroix. London: Hamlyn, p.33
  9. . The Private Life of a Masterpiece. BBC . 2005. Архивировано из 6 января 2011 . Дата обращения: 7 июня 2018 . от 6 января 2011 на Wayback Machine
  10. Tuttle, Raymond . Classical.Net. Дата обращения: 12 июня 2012. 5 декабря 2019 года. (review)
  11. MobileReference. (англ.) . — MobileReference, 2010. — P. . — ISBN 978-1-60778-976-5 . 4 мая 2016 года.
  12. Sandy Petrey. (англ.) . — Cornell University Press , 2005. — P. . — ISBN 978-0-8014-4341-1 . 8 мая 2016 года.
  13. John O'Loughlin. (неопр.) . — John O'Loughlin. — ISBN 978-1-4476-6376-8 . 27 января 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Свобода, ведущая народ