Английская готика
- 1 year ago
- 0
- 0
Пламенеющая готика ( фр. Gothique flamboyant ) — стилевое течение в архитектуре готики в поздний период её развития во Франции, Испании и Португалии в XV веке. В Англии мода на пламенеющую готику появилась и исчерпала свои возможности во второй половине XIV века. В XV веке доминировал в основном типично английский « перпендикулярный стиль ». В Германии в это же время получил развитие позднеготический стиль под собственным наименованием: зондерготика ( нем. Sondergotik — особенная готика).
Название стиля происходит от напоминающих языки пламени спирально закрученных фиалов готических башенок-пинаклей . Характерны орнаменты типа «рыбий пузырь» ( нем. Fischblase — рыбий пузырь). Они представляют собой изогнутую форму наподобие «персидского огурца» (буты), округлённую на одном конце и заостряющуюся на другом, также похожую на язык пламени. Для архитектуры «пламенеющей готики» типичны крестоцветы , орнаменты типа масверк и изощренно изгибающиеся переплёты окон ( англ. flowing tracery — текучий узор).
Термин «пламенеющая готика» ввёл в 1890-х годах французский историк Шарль Виктор Ланглуа , считая «пламенеющие формы» вырождением готического стиля. Термин «пламенеющая готика» (как и само слово «готика») долгое время использовали с негативным оттенком. Только в 1972 году вышло обобщающее и беспристрастное исследование канадского историка Р. Санфеона «Пламенеющая архитектура во Франции» .
Этот стиль демонстрирует преемственность от высокой готики, но отмечен ещё большим вниманием к декоративным элементам. Однако смысл стиля не сводится к внешним проявлениям. Пламенеющая готика — «венец средневековья» и, одновременно, кризисная фаза развития готического стиля, в которой искусство готики как бы отрицает само себя, подготавливая тем самым почву для распространения новых художественных идей. Для этого времени характерно строительство зальных храмов, в которых боковые нефы выводили на одинаковую высоту с центральным, а тонкие пучки колонн и огромные окна создавали ощущение единого пространства. В этом можно увидеть предвестие классицистического архитектурного мышления, которое формировалось в эти годы в Италии .