Interested Article - Радха

Ра́дха ( санскр. राधा ; IAST : Rādhā , она же — हरा Harā ) также Радхара́ни или Радхи́ка — одна из женских форм Бога в индуизме. В пуранических текстах описывается как вечная возлюбленная Кришны , воплотившаяся вместе с ним на земле более 5000 лет назад. В одних течениях индуизма Радху почитают как воплощение Лакшми , а в других, являющихся частью кришнаизма , ей поклоняются как источнику Лакшми и всех остальных женских проявлений Бога. Радха является основным объектом поклонения в таких вайшнавских традициях , как вайшнавская сахаджия , гаудия-вайшнавизм , Нимбарка-сампрадая , пуштимарга и, особенно, Радхаваллабха-сампрадая .

В искусстве, иконографии и индуистских мурти , Радху практически всегда изображают вместе с Кришной.

В « Бхагавата-пуране » даётся детальное описание детства Кришны, проведённого в обществе Радхи и других девочек-пастушек ( гопи ) в деревне под названием Вриндавана . Любовные игры Радхи и Кришны обстоятельно описаны в « Брахмавайварта-пуране », « » и « Гитаговинде ».

В пуранах говорится, что Радха появилась на свет в маленькой деревне Варшана в восьми километрах от Вриндавана в Индии . Её отцом был царь-пастух по имени Вришабхану, а её мать звали Киртида.

Радхаштами — день явления Радхи, который пышно празднуется последователями различных течений вайшнавизма.

Роль Радхи в различных течениях индуизма

Служба в храме (англ.) , принадлежащим Радхаваллабха-сампрадае .

Радхаваллабха-сампрадая , основанная Хит Хариваншем Госвами в XVI столетии, — единственная традиция индуизма в соответствии с богословием которой Радха является верховным божеством, Кришна же находится в подчинённом ей положении .

Радха и Кришна (рисунок Рави Вармы , 1890).

В традициях бхакти индуизма , основанных на поклонении Кришне , Радху почитают как вечную возлюбленную Кришны. «Колоссальное значение культ Кришны и Радхи приобрёл в экстатическом бхакти Чайтаньи » . В таких течениях, как Нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм , Радха рассматривается как изначальная шакти — источник всех женских ипостасей Бога и потенция наслаждения Кришны, которая называется «хладини-шакти». Поклонение Радхе в этих традициях имеет бо́льшее значение, чем поклонение самому Кришне. Другие гопи считаются её экспансиями — помощницами или служанками, в то время как Радха занимает особое положение самой любимой пасту́шки Кришны.

« Падма-пурана » описывает 16 000 пастушек (гопи) среди которых 108 являются самыми главными. Среди этих 108 гопи, восемь являются ещё более важными и среди этих восьми пастушек, две занимают особо возвышенное положение — и Радхарани. Из этих двух, Радха считается самой главной.

Существует два вида любовных отношений Радхи и Кришны: свакия-раса (законные отношения в браке) и паракия-раса (незаконные отношения наперекор религиозным и моральным устоям).

В Нимбарка-сампрадае взаимоотношения Радхи и Кришны рассматриваются на уровне свакия-расы. Последователи Нимбарки ссылаются на описание свадьбы Радхи и Кришны в « Брахма-вайварта-пуране » и « ».

В гаудия-вайшнавизме самой возвышенной формой любви считается паракия-раса — любовь состоящей замужем за другим Радхи к пастушку Кришне, причём эта любовь Радхи постоянно усиливается из-за страха разлуки со своим возлюбленным. Любовь остальных пастушек к Кришне описывается в таком же богословском контексте и объявляется самым возвышенным уровнем спонтанной любви к Богу , родом любви, не имеющей ни малейшего отношения к мирским сексуальным отношениям.

С XV века в Бенгалии и Ассаме процветает неортодоксальная тантрическая традиция вайшнавской сахаджии , во многом основанная на бенгалоязычной поэзии Чандидаса , где Кришна понимается в качестве внутреннего божественного начала мужчины, а Радха, соответственно, женщины .

Радха особенно почитается во Вриндаване , где поклонение ей считается более важным, чем поклонение самому Кришне.

В шри-вайшнавизме словом радха называют состояние преданности Богу, отношение души и Бога. Богиню, которая была с Кришной в его юные годы, шри-вайшнавы называют Наппиней. В их представлении она является воплощением самой Лакшми , которая явилась в форме девушки, чтобы явить миру пример любви и преданности к своему возлюбленному — Вишну, который явился в форме юноши Кришны. Такая любовь в то время считалась табу, так как противоречила социальным устоям и традициям брака [ источник не указан 2826 дней ] .

Чайтанья как совместная аватара Радхи и Кришны

Радха и Кришна (картина около 1770 года)

В гаудия-вайшнавизме , также известном как кришнаизм , основатель традиции Чайтанья рассматривается как совместное воплощение Радхи и Кришны в одном лице.

В его биографиях утверждается, что в ряде случаев он проявлял свою божественную форму ближайшему кругу своих последователей:

Господь Шри Кришна является источником всех наслаждений и Шримати Радхарани является воплощением экстатической любви к Богу . Эти две формы слились в одну в Шри Чайтанье Махапрабху . Господь Шри Чайтанья Махапрабху показал Свою настоящую форму Рамананде Рою.

Также в биографии Чайтаньи под названием « Чайтанья-чаритамрита » существует много утверждений о том, что Чайтанья был самим Кришной в умонастроении Радхарани:

Шри Радха — это полная энергия, а Господь Кришна — обладатель этой полной энергии. Они неотличны друг от друга, что подтверждается богооткровенными писаниями. Итак, Радха и Кришна суть одно, хотя и принимают два разных тела, чтобы вкушать сладость Своих игр. Принимая настроение и цвет тела Радхарани, Кришна является в образе Шри Кришна Чайтаньи . Чайтанья Госани не кто иной, как Сам Кришна, сын Нанды Махараджи , вополощение всех рас и олицетворение страстной любви.

Имена Радхи

У Радхи есть много имён, описывающих её качества:

  • Говинда-нандини — Та, кто приносит наслаждение Говинде
  • Говинда-мохини — Та, кто может привлечь Говинду
  • Говинда-сарвасва — Та, кто значит всё для Говинды
  • Широмани Сарваканта — Главное сокровище среди спутниц Кришны
  • Кришнамайи — Та, кто видит Кришну как внутри, так и вовне
  • Радхика — Та, чьё служение Кришне состоит в выполнении Его желаний
  • Мадана-мохана-мохини — В гаудия-вайшнавизме Кришна (как Верховный Господь) считается всепривлекающим для всех живых существ, включая Купидона , или как его называют на санскрите Камадеву — бога любви. Но так как Радха очаровывает даже самого Кришну, её поэтому называют Мадана-мохана-мохини: Та, кто зачаровывает Того, кто очаровал Купидона.
  • Сарва-лакшми — Изначальный источник всех богинь процветания
  • Вришабхану-нандини — Дочь царя Вришабхану
  • Вриндаванешвари — Царица Вриндавана
  • Лалита-сакхи — Подружка пастушки Лалиты
  • Гокула-таруни — Та, кому поклоняются все девушки Гокулы
  • Дамодара-рати — Та, кто красиво одевается, чтобы доставить удовольствие Дамодаре
  • Радхарани — Радха-царица Вриндавана

Одно из её имён — Харā (हरा Harā; не путать с हर Harа, что означает Шиву; Шива-हर — с коротким «а» в конце, Радха/Харā/हरा — с длинным ā) (оно упоминается в « Нарада-панчаратре » 5.5.59), в звательном падеже Харе , является частью мантры « Харе Кришна », — одной из самых популярных ведийских мантр, в особенности среди кришнаитов . Практика воспевания и повторения имён Радхи и Кришны играет в кришнаизме первостепенную роль.

См. также

Примечания

  1. , с. 351.
  2. , pp. 65—90.
  3. , с. 351.
  4. , pp. 19–32.

Литература

На русском
  • Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм / Под ред. . — СПб. : Издательство СПбГУ , 2005. — 403 с. — ISBN 5-288-03579-2 .
  • Дубянский А. М. Радхаваллабха // / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М. : Республика , 1996. — С. 351. — 576 с. — 10 100 экз. ISBN 5-250-02557-9 .
  • Невелева С. Л. , Дубянский А. М. Радха // / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М. : Республика , 1996. — С. 350—351. — 576 с. — 10 100 экз. ISBN 5-250-02557-9 .
На английском

Ссылки

Источник —

Same as Радха