Каприччио (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Каприччио ( итал. Capriccio , соч. 85) — последняя опера Рихарда Штрауса в одном действии и 13 сценах, с подзаголовком «разговорная пьеса с музыкой». Премьера состоялась в Национальном театре в Мюнхене 28 октября 1942 года. Либретто на немецком языке написал дирижёр Клеменс Краусс при участии композитора.
Замысел оперы зародился в 1935 году, когда Стефан Цвейг обратил внимание , начинавшего сотрудничество со Штраусом, на комическую оперу Сальери «Сначала музыка, потом слова» (1786, либретто Джамбаттисты ди Касти). Вопрос о том, что в опере важнее — слова или музыка, — любимая тема дискуссий композиторов, Штраус обсуждал его с Крауссом в 1933 году, репетируя «Арабеллу».
К замыслу Штраус вернулся лишь несколько лет спустя, написав за это время другие оперы. Действие оперы происходит во Франции, в период «войны буффонов», её сюжет сводится к диспуту о природе оперного жанра, в котором участвуют представители разных театральных профессий . Штраус принялся за написание либретто по сюжету этой оперы, но затем привлёк Краусса, который, в итоге, написал большую часть либретто . Опера создавалась в 1940-41 годах, премьера состоялась 28 октября 1942 года в Баварской опере в Мюнхене .
«Каприччио» — образец зрелого творчества Штрауса. В ней стилизованы основные типы оперного письма XVIII в. и дух оперы-буффа . Своеобразие произведению придают сочетание арий и ансамблей, написанных в итальянской манере, а также выразительный речитатив . Струнное вступление к опере и финальную сцену графини Маделены нередко исполняют как отдельные концертные номера .
Опера состоит из одного акта длительностью около двух с половиной часов. Этот факт, а также объёмные разговорные обсуждения о первичности слова или музыки, препятствуют популярности оперы. Чтобы как-то устранить этот недостаток, в 1957 году в Гамбурге Рудольф Хартманн, который был режиссёром премьерной постановки, вставил антракт в место, где графиня заказывает шоколад. Многие режиссёры последовали этому примеру, включая постановку оперы на Глайндборнском оперном фестивале
За пределами Германии «Каприччио» ставили в Лондоне (1953, театр « Ковент-Гарден »), Нью-Йорке (1954), Санта-Фе (1958), Париже (1960, « Опера-комик »), Антверпене (1964) . В 2011 году оперу поставили в Метрополитен-опера .
Роль | Тип голоса |
Исполнители на премьере
28 октября 1942 года
|
---|---|---|
Графиня | сопрано | Виорика Урсуляк Viorica Ursuleac |
Клайрон, актриса | контральто | Хильдегард Ранчак Hildegard Ranczak |
Фламан, музыкант | тенор | Хорст Таубман |
Оливьер, поэт | баритон | Ханс Хоттер |
Граф, брат графини | баритон | Вальтер Хёфермайер |
Ла Роше, директор театра | бас | Георг Ханн |
Мсье Туапе | тенор | Карл Зайдель |
Итальянская певица | сопрано | Ирма Белике |
Итальянский певец | тенор | Франц Кларвайн |
Мажордом | бас | Георг Витер |
Музыканты и слуги |
В доме французской графини Маделены собрались люди искусства — поэт Оливьер, композитор Фламан, актриса Клайрон, театральный директор Ла Роше, тенор Таупе, а также брат графини. В великосветской манере гости дискутируют, что важнее — музыка или слово. Перед тем, как разъехаться, решено, что Оливьер и Фламан напишут произведение, которое поможет разрешить спор.
Графиня восхищается и поэтом, и композитором, и каждый из них влюблён в графиню. Оливьер сочиняет для неё сонет, а Фламан пишет к нему музыку. Польщённая Маделена обещает наутро решить, за кого из них она выйдет замуж.
Графиня в одиночестве размышляет, чьё же искусство — поэта или музыканта — сильнее, кого ей предпочесть? Напевая подаренный ей сонет, она теряется в догадках. В конце оперы зритель так и не узнает, кого из двух молодых людей предпочтёт графиня.