Карэн Хачатурян родился 19 сентября 1920 года в Москве, в семье театрального режиссёра
Сурена Хачатуряна
, брата знаменитого советского композитора
Арама Хачатуряна
(1903—1978). Дом Хачатурянов, по словам Арама Ильича, жившего в то время в семье старшего брата, «был своеобразным артистическим клубом, где собирались многие видные деятели искусства». В числе постоянных гостей были известные актеры О. Абелян, В. Папазян, С. Кочарян, художники
М. Сарьян
,
В. Фаворский
, И. Невинский,
А. Лентулов
, С. Бирман, С. Гиацинтова, И. Берсенев, литератор М. Лозинский, музыканты
А. Александров
, В. Оранский и другие. В семье Сурена Ильича, которая в 1920-е годы поселилась в одном из тихих переулков Арбата, всегда звучала музыка, велись взволнованные споры о судьбах театрального искусства, обсуждались литературные новинки
.
В детстве Карэн Хачатурян вместе с родителями посещал спектакли
Художественного театра
, его студий и организованного в 1920-е годы Детского театра. Когда Карэну исполнилось 8 лет, его отдали в
Музыкальную школу имени Гнесиных
, в класс фортепиано
Ольги Гнесиной
. В те годы Карэн посещал детскую группу по сочинению, которую организовал преподаватель Гнесинского училища Евгений Месснер. Вместе с ним группу посещали композиторы
Борис Чайковский
, Александр Чугаев
[
источник не указан 4002 дня
]
.
В 1938 году Карэн Хачатурян поступил в
Музыкальное училище при Московской консерватории
, где занимался сразу по двум специальностям: по фортепиано у Бориса Медведева и В. В. Чертовой; по композиции у профессора Генриха Литинского.
В 1949 году окончил
Московскую консерваторию
(
1949
).
За длительную жизнь в культуре судьба даровала Карэну Суреновичу исключительную возможность уникального творческого и человеческого общения. В числе педагогов К. С. Хачатуряна —
В. Я. Шебалин
,
Н. Я. Мясковский
и
Д. Д. Шостакович
, в ряду духовных наставников —
С. С. Прокофьев
и
И. Ф. Стравинский
. Если «главной партией» жизни музыканта всегда было творчество, то в качестве «побочной», однако очень знаковой, выступила педагогика. Чародей оркестра, К. Хачатурян передавал многим поколениям музыкантов своё удивительное слышание и знание оркестра. Органически восприняв наставническую миссию педагога, К. Хачатурян так отзывался о своих учителях: «Больше всего я признателен судьбе за то, что встретился в жизни с такими замечательными людьми и музыкантами, как В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский. Им я обязан тем, что стал композитором. У них в классе я приобрел уверенность в своих силах, опыт, кругозор. Их жизнь, беззаветно отданная родному искусству, всегда являлась для меня примером»
[
источник не указан 4002 дня
]
.
Музыкальная общественность, коллеги-профессионалы, любители музыки открыли незаурядный талант К. Хачатуряна буквально с первых шагов его творчества. Д. Д. Шостакович подчеркивал свойственные композитору «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Творчество Карэна Хачатуряна отличается разнообразием жанров, обращением к различным национальным ладовым пластам, широким использованием полифонических форм
[
источник не указан 4002 дня
]
.
Музыка К. Хачатуряна известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она звучала в Италии, Швеции, Финляндии, Югославии, Польше, Австрии, США, Чехословакии, Японии, Австралии, Болгарии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Англии. Резонанс, вызванный исполнением музыки К. Хачатуряна за рубежом, привлекает к нему внимание музыкальной общественности разных стран.
Возглавлял жюри многочисленных конкурсов и фестивалей, в том числе: XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского у виолончелистов (1998 ); Международного конкурса композиторов им. Николая Пейко (2000-2011); I и II Детских конкурсов пианистов м. Д.Д. Шостакорвича (1995, 1999) и др. Входил в редколлегию журнала "Советская музыка", возглавлял редакционные советы в издательствах "Советский композитор", "Музыка".
Отец —
Сурен Ильич Хачатурян
, выдающийся театральный деятель, режиссёр
1-й студии МХАТ
, ученик К. С. Станиславского, основатель Армянской драматической студии в Москве.
Мать — Сара Михайловна Дунаева-Хачатурян — театральный художник. C раннего возраста увлекалась живописью и театром, окончила историко-философское отделение Высших женских курсов в Москве, в течение многих лет работала театральным художником.
Дядя —
Арам Ильич Хачатурян
, — великий композитор, педагог, дирижёр, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Ленина, лауреат Ленинской, четырёх Сталинских премий и Государственной премии, академик АН Армянской ССР.
Соната для скрипки и фортепиано, op. 1. 1-я премия на конкурсе молодых композиторов в Праге (1947). Впоследствии её неоднократно исполняли и записывали Д. Ойстрах и В. Ямпольский, Л. Коган, Я. Хейфец, Э. Грач, С. Снитковский, М. Фихтенгольц, Л. Исакадзе, И. Безродный, В. Климов, А. Михлин, О. Крыса, М. Безверхний и многие другие.
Симфониетта, Увертюра, Первая сюита (1949).
Соната для виолончели и фортепиано (1966). Посвящена её первому исполнителю — Мстиславу Ростроповичу. Её неоднократно исполняли и записывали М. Ростропович, Д. Шафран, Н. Шаховская, Д. Герингас, М. Хомицер, М. Уткин, Д. Шаповалов,
И. Гаврыш
, В. Яглинг и многие другие.
Пять симфоний (1955, 1968, 1982, 1985, 2009). Симфонии исполняли и записывали дирижёры Е. Светланов, Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Гергиев, М. Шостакович, В. Синайский, А. Кац, Г. Провоторов, М. Юровский и другие.
"У вербы одинокой". Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра. Слова М. Лисянского (1950)
Оратория «Миг истории» для чтеца, хора и симфонического оркестра (1971)
"Поэма матерей". Вокальный цикл на слова Габриэлы Мистраль для сопрано в сопровождении фортепиано (1975)
Концерт для виолончели с оркестром (1983)
Дифирамб для симфонического оркестра в честь Сергея Прокофьева (1991—1996)
Концерт для скрипки с оркестром (2009)
Сюиты для малого оркестра (1949, 1953, 1954, 1980)
Концертные марши (1952, 1976, 1979)
Оперетта «Простая девушка», слова С. Ценина
(в 1967 году издана на пластинках на
фирме «Мелодия»
). В спектакле принимали участие Т. Шмыга, А. Котова, О. Власова, В. Шишкин, С. Аникеев, А. Степутенко, А. Беседин и другие звезды оперетты.
«Чиполлино»
— балет в 3 действиях (1973, запись 1977 года издана на фирме «Мелодия» в 1978 году, а в CD-формате
— в 2009 году). За основу была взята музыка из
одноимённого мультфильма
1961 года. Двухактный балет «Чиполлино» (1973), поставленный на сцене
Киевского государственного театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко
лауреатом Государственной премии СССР, профессором Генрихом Майоровым, с 1974 года счастливо путешествует по театральным подмосткам. С тех пор сказку про мальчика-луковку танцевали и продолжают исполнять в двадцати российских театрах, а также в Литве, Германии, Хорватии, Италии. «Чиполлино» — один из лучших современных балетов для детей, принесший мировую известность композитору. Детская аудитория обожает сказочное оформление художника-постановщика Валерия Левенталя — красочные декорации выдуманного города и яркие костюмы героев: Фруктов, Овощей и Цветов (кума Тыквы, Груши, Чиполлино, мастера Виноградинки, Магнолии, Садовника Кактуса, Редисочки). Балет, за сложность исполнения прозванный детским «Спартаком», стал замечательным поводом для семейного похода в театр.
Балет «Белоснежка» (1993). Ставился и идет во многих городах РФ, в частности, в Уфе, Нижнем Новгороде, Казани. Красивые мелодии не только раскрывают характеры героев, они возвращают и артистов и зрителей в мир детства, напоминая всеми любимые советские мультфильмы.
Неизменной популярностью пользуется эстрадная музыка К. Хачатуряна. Впечатляет широта тематики его песен. Среди них произведения гражданского звучания — песня «Здравствуй, мир» (слова Я. Халецкого) и вокальный цикл «Поэма матерей» (слова Г. Мистраль); лирические песни «Ой ты, вешняя, светлая ноченька» (слова А. Фатьянова), «Земля, где родился и рос» (слова И. Шаферана), «Я тебя не жду» (слова Л. Дербенева), «Вдалеке от рязанских берез» (слова Ю. Полухина); задорные, веселые шуточные песни «Песня водолаза» (слова А. Фатьянова), «Про медали» (слова М. Вольпина), «Идет военная игра» (слова М. Пляцковского). Как обработки народных напевов появились небольшие фортепианные сочинения «Украинский танец» и азербайджанский танец «Таракяма».
Уже первые опыты К. Хачатуряна по созданию музыки к драматическим спектаклям оказались удачными. Среди них были шекспировские постановки — «Два веронца» (1952) в Театре имени Вахтангова и «Виндзорские насмешницы» (1957) в Театре имени Моссовета, а также «Европейская хроника» А. Арбузова (1953) в Театре имени М. Н. Ермоловой. К. Хачатурян создал музыку более чем к 20 театральным спектаклям. Это — «Поднятая целина» М. Шолохова (1957, Центральный театр Советской Армии), «Никто» Эдуардо де Филиппо (1958, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола), «Внук короля» Л. Шейнина (1959, Центральный театр Советской Армии), «Четвертый позвонок» Н. Слоновой по роману М. Ларни (1960, Московский театр сатиры), «Бабьи сплетни» К. Гольдони (1963, Малый театр), «Итальянская трагедия» А. Штейна (1971, Центральный детский театр), «Слепой падишах» Н. Хикмета и В. Туляковой (1978, Московский драматический театр имени Гоголя) и многие другие. По-театральному броская, яркая, темпераментная музыка Карэна Хачатуряна является существенным компонентом общей драматургии каждого спектакля.
Камерно-инструментальные произведения
Струнный квартет памяти отца (1969).
Второй струнный квартет (1998)
Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1981)
Трио для скрипки, альта и виолончели (1984, по заказу Венского общества Альбана Берга)
Интродукция и фуга для органа (1972)
7 пьес для электрооргана (1982)
Детская музыка для фортепиано (1978)
Adagio для виолончели и фортепиано (2004)
«Меридианы» для квинтета деревянных духовых инструментов (1993)
(неопр.)
Дата обращения: 20 июля 2011.
22 августа 2019 года.
от 19 августа 2016 на
Wayback Machine
Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- 640 с., 96 л. ил.
Хачатурян, Сурен Ильич // Театральная энциклопедия (под. редакцией П. А. Маркова). — Советская энциклопедия, 1967. —
Т. 6
.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2019.
26 февраля 2019 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 февраля 2019.
7 февраля 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 февраля 2019.
27 февраля 2017 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 февраля 2019.
7 февраля 2019 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 февраля 2019.
7 февраля 2019 года.
7 мая 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 июня 2019.
25 января 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 марта 2023.
12 марта 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 мая 2012. Архивировано из
10 января 2011 года.
Дополнительно
Ссылки
ХАЧАТУРЯН Карэн Суренович
// Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка
(рус.)
. — 1990.