Interested Article - Антиформалистический раёк

« Антиформалисти́ческий раёк » — музыкальное произведение Дмитрия Шостаковича для четырёх басов , чтеца, хора и фортепиано . Создавался с 1948 по 1968 год, впервые исполнен на сцене в 1989 году в Вашингтоне .

Не имеет номера в списке опусов композитора . Представляет собой одноактную сатирическую кантату или мини- оперу , посвящённую собранию музыкальных деятелей, направленному на осуждение буржуазного формализма в музыке. Это единственное крупное сочинение Шостаковича, написанное на собственный текст .

История создания

Жанр сочинения восходит к музыкальной сатире Модеста Мусоргского «Раёк» (1870), в которой тот высмеивал музыкальных деятелей, выступавших против принципов « могучей кучки ».

Идея произведения возникла у композитора в 1948 году, когда в результате недовольства, которое у Сталина вызвала опера Вано Мурадели «Великая дружба», в СССР началась масштабная пропагандистская кампания за народность и против антинародности и формализма в музыке — (см. Сумбур вместо музыки ). В ЦК ВКП(б) прошло трёхдневное совещание деятелей советской музыки, в котором приняли участие более 70 ведущих советских композиторов , музыковедов и музыкальных деятелей. 10 февраля 1948 года было принято постановление ЦК «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели» , в котором упоминались и «антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича» . Вскоре травля «формалистов» продолжилась на собрании в Центральном Доме композиторов, а затем и на Первом Всесоюзном съезде Союза композиторов . Одним из основных объектов критики на собраниях и в прессе был Шостакович, который был уволен из Ленинградской консерватории , а его сочинения перестали исполнять крупнейшие советские оркестры.

Шостакович в 1950 году

Первая редакция «Райка» была готова в мае 1948 года, однако композитор показал её лишь нескольким близким друзьям (в том числе Григорию Козинцеву и Исааку Гликману ). Надежды на публичное исполнение произведения появились во время « оттепели », и в 1957 году «Раёк» был доработан. Однако запрещение премьеры 13-й симфонии Шостаковича в 1962 году и ряд громких политических процессов в СССР сделали это невозможным. В своём окончательном виде «Раёк» был завершён в 1968 году, однако при жизни композитора не исполнялся.

Рукопись произведения была сохранена музыковедом Львом Лебединским, который лишь в 1987 году тайно передал её через Швейцарию Мстиславу Ростроповичу . Ростропович впервые исполнил произведение 12 января 1989 года в концертном зале Центра им. Кеннеди в Вашингтоне (текст в английском переводе, в сокращении). В СССР премьера состоялась 25 сентября 1989 года в Большом зале Московской консерватории в рамках концерта, посвященного 83-летию со дня рождения Шостаковича. «Раёк» исполнили под управлением В. Полянского (певцы Ю. Вишняков, Е. Чепиков, А. Образцов, Н. Коновалов, пианист И. Худолей, чтец Д. Дорлиак).

Действующие лица

  • Ведущий (бас)
  • И. С. Единицын (бас) — «музыковед номер один», «главный консультант и музыкальный критик»
  • А. А. Двойкин (бас) — «музыковед номер два, имеющий к тому же голос и возможность вокализировать»
  • Д. Т. Тройкин (бас)
  • Музыкальные деятели и деятельницы (смешанный хор)

Сюжет

Во Дворце культуры происходит плановое собрание на тему « Реализм и формализм в музыке». Ведущий последовательно предоставляет слово для выступления трём выдающимся ораторам, присутствующие в зале бурно приветствуют их речи.

Товарищ Единицын (говорит с грузинским акцентом) в своей небольшой речи выдвигает тезис о том, что

… реалистическую музыку пишут народные композиторы,
а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы.

и видит основную задачу в том, чтобы народные композиторы продолжали развивать реалистическую музыку, а антинародные композиторы «прекратили бы своё более чем сомнительное экспериментирование в области музыки формалистической».

Товарищ Двойкин в своей речи указывает на то, что от музыки требуется красота и изящество, тогда как

Музыка немелодичная, музыка неэстетичная,
музыка негармоничная, музыка неизящная,
это, это бормашина !
или, или музыкальная душегубка !

Кроме того, он настаивает на том, что «в кавказских операх должна быть настоящая лезгинка », причём она должна быть «простой и известной, лихой, обычной, популярной и обязательно кавказской».

Затем слово имеет товарищ Тройкин, который неправильно ставит ударение в фамилии Римского-Корсакова и утверждает, что «У нас усё должно быть как у классиков»:

Глинка , Чайковский , Римский-Корсáков,
вы музыкальны, изящны, стройны.
Глинка, Чайковский, Римский-Корсáков,
вы мелодичны, красивы, звучны.

Он также обращает внимание на то, что при всём при этом везде и всюду необходима бдительность и предостерегает против попыток «проникновения буржуазной идеологии в нашу молодёжь»:

Ну а если буржуазные идеи кто-нибудь
воспримет надолго, тех будем мы сажать,
и в лагеря усиленного режима помещать!

Хор с энтузиазмом подхватывает его призыв.

Литературная версия

«Антиформалистический раёк» является не только музыкальным, но и литературным произведением. (Текст был впервые опубликован в 1993 году в журнале « Наше наследие ».) Его полный подзаголовок: «Для чтеца, четырёх басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано. Слова и музыка неизвестных авторов. В помощь изучающим. Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке». Тем самым, "издание своего сатирического сочинения Шостакович задумал как пародию на известные пропагандистские издания типа «В помощь изучающим „ Краткий курс истории ВКП(б) “, „В помощь изучающим марксистско-ленинскую эстетику“ и т. п.» .

Тексту, исполняемому певцами, предшествует вступление «От издательства», в котором говорится о том, что рукопись данного сочинения «была обнаружена в ящике с нечистотами кандидатом изящных наук П. И. Опостыловым». Далее следует обширное предисловие Опостылова, в котором он пересказывает сюжет произведения, отмечая, что «музыка органически сливается с текстом, изобилующим глубокими мыслями, вытекающими из вдохновляющих указаний». После предисловия следует дополнение от издательства о том, что впоследствии «тов. Опостылов, борясь, согласно вдохновляющим указаниям, направо и налево, утратил равновесие и упал в ящик с нечистотами», где и погиб. Сообщается также, что «Отдел Музыкальной Безопасности» ведёт поиск неизвестных авторов сочинения.

Завершают текст произведения «Вопросы по единице-двойко-тройкинской эстетике» (например, «Какую музыку пишут народные композиторы?», «Требуем ли мы от музыки красоты и изящества?», «Какой должна быть лезгинка в кавказских операх?»).

Вступительный текст был написан позже основной части, в 1964 году .

Цитирование и прототипы

В литературной основе текста лежат подлинные высказывания партийных лидеров того времени и их характерные речевые интонации. Прототипы персонажей — Сталин (Единицын), Жданов (Двойкин) и Шепилов (Тройкин). (Председатель одному из наиболее известных исполнителей всех четырёх партий «Райка» Алексею Мочалову представлялся как «этакий волгарь, что-то в нём от Максима Горького » .)

Для речи Единицына характерны «клише сталинского дискурса с его навязчивыми тавтологиями, претенциозной логичностью и дурной цикличностью, катехизисной риторикой вопросов-ответов, задаваемых самому себе, и двойной негацией», которые «раскрывают главное свойство сталинского нарратива — пустоту, зияющую в порожних грамматических конструкциях» . Партию Единицына певцы обычно поют с нарочитым кавказским акцентом.

Речь Двойкина, напротив, построена на прямом цитировании речи Жданова на совещании в ЦК 1948 года , в котором он утверждал, что «мы стоим за красивую, изящную музыку», что «целый ряд произведений современных композиторов… напоминает… не то бормашину, не то музыкальную душегубку» и упоминал «популярные мелодии лезгинки» .

Первая часть арии Тройкина также содержит цитаты из речи Жданова, при этом присутствует деталь, отсылающая непосредственно к Шепилову, который произнёс неправильное ударение в фамилии Римского-Корсакова в речи на Втором съезде Союза композиторов ( 1957 ).

Большую роль в произведении играют музыкальные цитаты :

В тексте обыгрываются фамилии композиторов и московская топонимика: Глинка/ Не-Глинка ; Дзержинка ( площадь Дзержинского и здание КГБ ); Тишинка (Тишинская площадь с известным москвичам рынком). В словах Тройкина «Глинка, Дзержинка, Тишинка моя, / Расхреновая поэмка, сюитка моя» прочитываются имена идеологических противников Шостаковича — «народных» композиторов Тихона Хренникова и Ивана Дзержинского .

Реальный прототип имеется и у тов. Опостылова, упоминаемого в предисловии — им является Павел Иванович Апостолов (1905—1969), дирижёр военных оркестров и работник аппарата ЦК ВКП(б) . Апостолов был одним из активных противников Шостаковича и умер после авторского концерта композитора.

Известные записи

Постановки

Экранизации

Литература

Публикации произведения
  • Shostakovich, Dmitry. Anti-Formalist Rayok : for Reader, Four Basses and Mixed Chorus with Piano Accompaniment / trans. Elizabeth Wilson. — London : Anglo-Soviet Music Press Ltd., 1991.
  • Schostakowitsch, Dmitri. Antiformalistischer Rajok : für vier Bässe und gemischten Chor mit Klavierbegleitung (Becken ad lib.) und Lesetext («Vom Verlag») / Text vom Komponisten ; Deutsche Fassung der Gesangstexte: Jürgen Köchel Deutsche ; Übersetzung der übrigen Texte: Ulrike Patow. — Hamburg : Sikorski Musikverlage, 1992. — 52 S.
  • Шостакович Д. : либретто / Публикация М. А. Якубова // Наше наследие . — 1993. — № 28. — С. 93—97.
  • Шостакович Д. Д. Антиформалистический раёк : для четырёх басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано и чтеца («От издательства»). — Клавир / Слова автора; общая редакция и комментарий М. Якубова. — Москва : DSCH, 1995. — 62 с.
  • Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений : в 150 томах. Т. 83. Антиформалистический раёк. Соч. б/н. : для четырёх басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано и чтеца : для четырёх басов и смешанного хора в сопровождении симфонического оркестра и чтеца / Инструментовка Бориса Тищенко. — Клавир. Партитура / Общая редакция Виктора Екимовского; пояснительная статья Светланы Савенко; перевод вокальных текстов на английский язык Элизабет Вилсон. — Москва : DSCH, 2015. (Серия VI. Вокально-симфонические сочинения).
Анализ
  • Якубов М. А. // Наше наследие . — 1993. — № 28. — С. 97—100.
  • Yakubov M. Shostakovich’s Anti-Formalist Rayok // Shostakovich in Context / Ed. Rosamund Bartlett. — Oxford : Oxford University Press, 2000. — Pp. 135—157. — 242 pp. — ISBN 978-0-19-816666-5 .
  • Grabowski, Gregory. : Dissertation Prepared for the Degree of Doctor of Musical Arts (Performance) / University of North Texas. Denton, 2014. 35 pp., 5 figures, bibliography, 29 titles.

Примечания

  1. Иногда упоминается как Op. 78b.
  2. В качестве автора либретто называют также Л. Н. Лебединского , ср. от 7 декабря 2013 на Wayback Machine
  3. Дата обращения: 9 января 2011. Архивировано из 14 апреля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 24 февраля 2011. 14 апреля 2014 года.
  5. Очищающий смех // Наше наследие . 1993. № 28.
  6. Л. В. Михеева Жизнь Дмитрия Шостаковича. М.: Терра, 1997. — С. 295.
  7. . Дата обращения: 9 января 2011. Архивировано из 15 апреля 2014 года.
  8. от 27 сентября 2011 на Wayback Machine // « НЛО ». 2006. № 82.
  9. Жданов А. А. от 5 апреля 2023 на Wayback Machine / Жданов Андрей Александрович. — Москва : Госполитиздат, 1952. — 32 с.
  10. . Дата обращения: 9 января 2011. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  11. . Дата обращения: 9 января 2011. Архивировано из 19 июля 2010 года.
  12. . Дата обращения: 9 января 2011. Архивировано из 28 сентября 2007 года.
  13. . Дата обращения: 19 июля 2014. 5 марта 2016 года.
  14. . Дата обращения: 14 мая 2012. Архивировано из 14 апреля 2014 года.
  15. . Дата обращения: 11 мая 2013. 14 апреля 2014 года.
  16. Антон Долин . от 13 марта 2021 на Wayback Machine // meduza.io (27 января 2020 года)

Ссылки

  • Статьи:
    • Агамиров А. // Записки А. С. А. : авторская передача. Радио «Эхо Москвы». 05.01.2004. .
    • Кучеренко Л. // Зеркало недели. Украина. 12.04.2013. .
  • Исполнения:
    • : a semi-staged concert performance with bass soloist, chorus, and chamber orchestra / Conducted by Gregory Grabowski. University of North Texas Opera Theater. Denton. 2014.


Источник —

Same as Антиформалистический раёк