Музыкальная монограмма
(
музыкальная анаграмма
,
литерафония
— термин
Ю. Н. Холопова
,
ономафония
) — последовательность музыкальных нот, которая может служить для обозначения скрытого сообщения, как правило, с помощью установленного соответствия между нотами и буквами
.
Наиболее распространёнными и известными примерами являются произведения композиторов, в которых они использовали свои собственные зашифрованные имена или имена своих друзей в качестве тем или мотивов
.
Из-за огромного количества способов, которыми ноты и буквы могут быть поставлены в соответствие, задача обнаружения скрытых шифров и точной расшифровки чрезвычайно трудна
.
Содержание
История возникновения
Буквенная нотация
— самый простой и очевидный способ музыкального шифрования. Различные схемы обозначения нот из алфавита встречаются ещё в анонимном трактате
X века
«Dialogus de musica». С появлением новых нотаций стали использоваться различные методы шифрования
. Однако наиболее распространёнными музыкальные монограммы стали в произведениях композиторов
XIX века
.
Методы шифрования
Преобразование слогов текста в фонетически схожие названия нот
Считается, что этот метод был впервые использован
Жоскеном Депре
в его
мессе
. Теоретик музыки
Джозеффо Царлино
назвал его
. При этом способе шифрования гласным буквам в тексте ставятся в соответствие слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol, la)
Гвидо д’Ареццо
(нота
до
называлась
ut
)
. Таким образом, имя адресата «Hercules Dux Ferrarie» (
Эрколе I д’Эсте
) превращается в re-ut-re-ut-re-fa-mi-re, что в
современной музыкальной нотации
записывается как D-C-D-C-D-F-E-D.
Преобразование букв в названия нот
Поскольку названия нот включают только буквы от A до G, возникла проблема шифрования остальной части алфавита. Существуют два решения, которые называют немецким и французским методами
Немецкий метод
В немецкой системе обозначений ноты от
до
до
си
обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе
си-бемоль
обозначается как B,
си-бекар
— H
. Самым известным пример такой монограммы —
мотив B-A-C-H
, который был использован
Иоганном Себастьяном Бахом
, а также его современниками и более поздними композиторами
. Другие названия нот получаются на основе их произношения, например, E
♭
, Es в немецкой системе обозначений, может обозначать S, а A
♭
— As. Композиторы, сталкиваясь с необходимостью создать монограмму на основе текста, содержащего буквы, которым нельзя поставить в соответствие ноты, пропускали их, или использовали фонетическое замещение
. Например,
Роберт Шуман
использовал лишь S-C-H-A (E
♭
, C, B
♮
, A), чтобы подписаться своим именем в цикле фортепианных миниатюр
«
Карнавал
»
.
Французский метод
Французский метод создания монограмм возник в начале
XX века
. Он заключается в выписывании букв A—G, H—N, O—U и V—Z в линии под названиями нот A—G, следующим образом:
A
B
C
D
E
F
G
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
таким образом, каждой ноте соответствуют несколько букв, вписанных в три ряда под основной буквенной строкой.
Буквы A, H, O, и V шифруются нотой A, а буквы B, I, P и W — нотой B (бемоль или бекар) и так далее
.
Известные примеры
Данный список содержит мотивы, которые были использованы в опубликованных музыкальных произведениях.
A, B
♭
, B
♮
, F (=
A, B, H, F
)
посвящён
Альбаном Бергом
(
A
.
B
. и
H
.
F
.), использовался Бергом в
.
посвящён
Иоганнесу Брамсу
(
B
r
ah
m
s
), использовался
Альфредом Шнитке
в
Сонате для скрипки и фортепиано № 2
вместе с мотивом B-A-C-H и другими аллюзиями
.
B
♭
, A, C, B
♮
(=
B, A, C, H
)
использовался
Иоганом Бахом
и другими композиторами как дань уважения его творчеству.
Разработан алгоритм
простой замены
, в котором соответствие между символами исходного текста и нотами устанавливается таким образом, чтобы шифротекст удовлетворял принципам классической музыки независимо от исходного текста. Такой алгоритм позволяет скрыть наличие сообщения, но неустойчив к
частотному анализу
.
Для улучшения
криптостойкости
используют однозвучный шифр подстановки. Он заключается в том, что символ открытого текста может быть заменён одной из нескольких возможных нот. При этом в качестве шифротекста используется единственная последовательность нот, которая выбирается по принципу максимизации
энтропии
.
Ajay Raghav, Baby John.
Musical Cryptography Using Multiple Note
Substitution Algorithm // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. — 2016. — Июнь.
, с. 69—70.
, с. 285—287.
«Soggetto cavato», The New Grove Dictionary of Music and Musicians, Vol. 20. Ed. Stanley Sadie. London: Macmillan, 2001.
, с. 69—75.
, с. 73.
, с. 292.
, с. 72—74.
↑
, с. 74.
, с. 74—75.
↑
Christopher Alan Reynolds (2003).
Motives for Allusion: Context and Content in Nineteenth-Century Music
, p.31.
ISBN 0-674-01037-X
.
↑
, с. 329.
↑
Eric Blom.
. — Oxford University Press, 1961. — С.
. — 144 с. —
ISBN 0193151332
.
Richard Taruskin.
Music in the Early Twentieth Century: The Oxford History of Western Music. — Oxford University Press, 2009. — С. 324. — 880 с. —
ISBN 0-19-538484-9
.
Peter J Schmelz.
. — Oxford University Press, 2009. — С.
. — 408 с. —
ISBN 0-19-534193-7
.
, с. 327.
, с. 327—328.
Max Kalbeck
.
Johannes Brahms. 4. Auflage. — Berlin: Deutsche Brahms-Gesellschaft, 1921. — С. Band 1. — S. 28.
John Walters.
Gramophone Explorations: Contemporary Music v. 2. — Gramophone Publications Ltd, 1997. — 96 с. —
ISBN 978-0902470958
.
, с. 328.
Nelly Kravetz,
New Insight into the Tenth Symphony
, p. 162. In Bartlett (ed)
Shostakovich in Context
.
Adam Krims, ed. (1998).
Music and Ideology: Resisting the Aesthetic
, p.Z-69.
ISBN 90-5701-321-5
.
Ajay Raghav, Baby John.
Musical Cryptography Using Multiple Note Substitution Algorithm. — International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology, 2016. — Июнь.
Norissa Lamaute, Alexa Piccoli, Li-Chiou Chen, Andreea Cotoranu.
A Substitution Cipher for Musical Cryptography. — International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology, 2016. — Май.
Ajay Raghav, Baby John.
Musical Cryptography Using Multiple Note Substitution Algorithm // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. — 2016. — Июнь.
M. Yamuna, A. Sankar, Siddarth Ravichandran, V. Harish.
Encryption of a Binary String Using Music Notes and Graph theory // International Journal of Engineering and Technology. — 2013. — Июль.
Chandan Kumar, Sandip Dutta, Soubhik Chakraborty.
Hiding Messages using Musical Notes: A Fuzzy Logic Approach // International Journal of Security and Its Applications. — 2015.
Литература
Андронік В. Семантико-композиційна функція мотиву монограми DSCH в «Прелюдії пам’яті Д. Шостаковича» Альфреда Шнітке // Музична наука на початку третього тисячоліття. 2018. — Вип. 5.
Ганзбург Г. Лейтмотив «Я» в музыке Баха, Шумана и Рахманинова // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. — 2015. — № 1 (12) . — С. 42-50.
Гиршман Я. М. B-A-C-H. Очерк музыкальных посвящений И. С. Баху с его символической звуковой монограммой / Я. Гиршман. — Казань : Казанская государственная консерватория, 1993. — 108 с.
Климовицкий А. Ещё раз о теме монограмме DSCH // Д. Шостакович: Сб. статей к 90-летию со дня рождения. СПб, 1996. С. 249—268.
Майкапар А. С. Мотив B-A-C-H / А. Майкапар // Искусство (Приложение к газете «Первое сентября»). — 1997. — № 16.
Муравьева С., Заднипряная Е. Принципы претворения темы-монограммы DSCH в музыкальных приношениях Д. Д. Шостаковичу // Музыкальное искусство № 13, Донецк, 2013. С. 103—109.
Сурминова О. В.
. — 2009.
Сурминова О. Ономафония как феномен имени собственного в музыке второй половины ХХ — начала ХХІ веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Гос. акад. им. Н. Г. Жиганова. Казань, 2011. 28 с.
Холопов Ю. Н.
. — Москва: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. — 432 с. —
ISBN 5-89598-170-4
.
Юферова О. А. Монограмма в музыкальном искусстве XVII—XX веков: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Гос. акад. им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2006. 239 с.
Andrew Shenton.
Olivier Messiaen's System of Signs: Notes Towards Understanding His Music. — Routledge, 2008. — 216 с. —
ISBN 978-0-7546-6168-9
.