Interested Article - Золотой век (балет)

«Золотой век» балет Дмитрия Шостаковича на либретто Александра Ивановского . Премьера: Ленинградский государственный театр оперы и балета , 1930.

Сюжет

Действие разворачивается на Западе в некой капиталистической стране во время промышленной выставки «Золотой век», куда прибывает советская футбольная команда. В одного из футболистов влюбляется танцовщица — Дива. Советские футболисты выигрывают матч у команды «фашистов» [ источник не указан 1831 день ] , их арестовывает враждебная полиция, но затем триумфально освобождает пролетариат.

История постановки

В конце 1920-х годов Управлением государственных театров был объявлен конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто кинорежиссёра Александра Ивановского «Динамиада» (от названия команды « Динамо ») с сюжетом из жизни советской футбольной команды, сталкивающейся с «развращённой» молодёжью буржуазного Запада. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу, который, несмотря на молодость, был уже известным композитором. К тому же он был страстным любителем футбола, а потому к работе приступил с особым энтузиазмом.

«Золотой век» был закончен в октябре 1929 года и впервые поставлен в Ленинградском государственном театре оперы и балета в 1930 году . Балет включал ряд западных «буржуазных» танцев ( канкан , фокстрот , танго , чечётка ), а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча. В 1931 спектакль был снят с репертуара из-за многочисленных негативных отзывов прессы . Позднее [ когда? ] на «Золотой век» в числе других произведений Шостаковича пресса навесила ярлык « формализма ».

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета — Мариинский театр

Премьера состоялась 26 октября 1930 года. Состоялось десять представлений балета в 1930 году и восемь — в 1931-м.

Балетмейстеры-постановщики Василий Вайнонен , Леонид Якобсон и В. П. Чеснаков, режиссёр , художник-постановщик Валентина Ходасевич , дирижёр-постановщик Александр Гаук . Парии исполняли:

Постановка 2006 года

Премьера состоялась 28 июня 2006 года. Состоялись три представления балета в Мариинском театре и три — в лондонском театре « ».

Автор либретто Константин Учитель , балетмейстер-постановщик , художник-постановщик Зиновий Марголин, художник по свету Глеб Фильштинский , художник по костюмам Татьяна Ногинова, дирижёр-постановщик Туган Сохиев . Партии исполняли:

Большой театр

В 1982 году (то есть, уже после смерти Шостаковича) Исаак Гликман и Юрий Григорович написали собственное либретто: действие было перенесено в Советский союз времён НЭПа , местом действия стал ресторан «Золотой век». Положительный герой Борис и отрицательный нэпман месье Жак (Яшка) борются за любовь беспартийной Риты.

В новом либретто три действия, двенадцать картин. Премьера состоялась в Большом театре (Москва). 4 ноября 1982 года. Хореография Юрия Григоровича , балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе , музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Юрий Симонов . Партии исполняли:

Спектакль прошёл 49 раз, последнее представление было дано 4 января 1989 года.

Возобновление

Премьера прошла 20 марта 1994 года. Спектакль прошёл 6 раз, последнее представление было дано 6 апреля 1995 года.

Дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис . Партии исполняли:

Новая редакция

Премьера прошла 23 марта 2006 года. Последнее представление было дано 1 мая 2009 года.

Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Дирижёр-постановщик . Партии исполняли:

Возобновление Премьера прошла 13 октября 2016 года. Дирижёр .

Постановки в других городах

Либретто В. Смирнова, балетмейстер-постановщик Е. Д. Вигилев, художник-постановщик А. Г. Петрицкий , дирижёр-постановщик М. Радзиевский.
Под названием «Динамиада, или Дни Европы», балетмейстер-постановщик Михаил Моисеев
Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович , художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк . Партии исполняли:
  • Рита — Елена Князькова
  • Борис — Денис Владимиров
  • Яшка — Сергей Баранников
  • Люська — И. Зотова
  • Конферансье — А. Кондратюк

Музыка

На основе музыки балета Шостакович составил четырёхчастную сюиту op. 22a:

  1. Вступление (Allegro non troppo)
  2. Adagio
  3. Полька (Allegretto)
  4. Танец

которая вошла в концертный репертуар дирижёров XX века (также в аудиозаписях оркестров под управлением Л. Стоковского, Б. Хайтинка, М. Шостаковича, Н. Ярви и многих других).

В 1935 композитор переработал Польку для сольного фортепиано (op. 22b), которую записал на грампластинку в 1947 ; в 1962 сделал её же версию для фортепиано в 4 руки (op. 22c). Известен ряд других (неавторских) обработок Польки для различных инструментов .

В музыку балета для постановки Григоровича (1982, редакторы неизвестны) были дополнительно включены Lento из Первого фортепианного концерта (Адажио Риты и Бориса, в первом акте) и Andante из Второго фортепианного концерта (Адажио Риты и Бориса, в третьем акте). Аудиозапись этой редакции (оркестр ГАБТ / Симонов; 1982) была опубликована в 2006 . Собственную редакцию музыки балета выполнил Г. Н. Рождественский , которую записал со Стокгольмским филармоническим оркестром в 1993 на лейбле «Чандос» . В обе редакции вошла обработка Шостаковичем шлягера «Tea for two» Винсента Юменса (под названием «Таити-Трот»).

Библиография

  • Бродерсен Ю. Легализация приспособленчества // Рабочий и театр .—1930.— № 60—61
  • Армашевская К., Вайнонен Н. «Золотой век» // . — М. : Искусство, 1971. — С. 60—69. — 278 с. — 10 000 экз.
  • Эльяш Н. Утро нового века // Известия .—1982.—6 ноября
  • Медведев А. И вновь Шостакович // Советская культура .—1982.—6 ноября
  • Макаров А. Мир молодости // Труд .—1982.—8 ноября
  • Габович М. В прекрасном и яростном мире // Московский комсомолец .—1982.—23 ноября
  • Розанова О. Новая жизнь балета // Вечерняя Москва .—1982.—24 ноября
  • Авдеенко А. На встречу дня // Литературная газета .—1982.—24 ноября
  • Смоктуновский И. «Золотой век» в Большом театре // Комсомольская правда .—1982.—25 ноября
  • Демидов А. Молодость // Театр : журнал. — М. , 1983. — № 1 .
  • Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. — М. : Искусство, 1984.
  • Долгополов И. Успех // Огонёк .—1985.— № 16
  • Демидов А. «Золотой век» // . — М. : Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Давлекамова С. "Золотой век" Д. Шостаковича — Ю. Григоровича // Музыка и хореография современного балета. — Л. : Музыка, 1987. — Т. 5. — С. 146—166. — 5300 экз.
  • Manashir Yakubov. The Golden Age: the true story of a première // . — Cambridge Composer Studies. — Cambridge University Press, 2006. — P. 189—204. — 292 p. — ISBN 9780521028318 .
  • Shostakovich. Chronological List of Works. 2nd ed. Hamburg: Sikorski Musikverlag, 2011, p. 35-37.

Примечания

  1. Хентова С. М. Удивительный Шостакович. — СПб. : Вариант, 1993. — С. 187. — 266 с.
  2. Шостакович, Дмитрий Дмитриевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Sofia Moshevich. . — McGill-Queen's Press - MQUP, 2004. — P. 65. — 222 p. — ISBN 9780773525818 .
  4. Тульчинская, Анастасия . (28 июня 2006). Дата обращения: 29 января 2010. Архивировано из 5 ноября 2013 года.
  5. Неоднократно издавалась на фирме Мелодия, например, C 01387-88
  6. Shostakovich. Chronological List of Works. 2nd ed. Hamburg: Sikorski Musikverlag, 2011, p. 37.
  7. Russian Musical Society. RMS-CD-10003.
  8. Chandos. CHAN 9251/2.

Ссылки

Источник —

Same as Золотой век (балет)