Первый учитель (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Учитель танцев» — советский фильм-спектакль в постановке Центрального театра Советской армии по одноимённой пьесе Лопе де Вега (1594).
Музыкальный спектакль «Учитель танцев» была впервые поставлен на русском языке (в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник ) в 1946 году в Центральном театре Красной армии . Среди граждан СССР, измученных тяготами войны, жизнерадостная пьеса пользовалась огромной популярностью .
Экранная версия спектакля была записана в 1952 году. Роль учителя танцев Альдемаро стала визитной карточкой Владимира Зельдина : именно для её исполнения он был приглашён в театр . Знаменитый танец Зельдина поставил Владимир Бурмейстер .
В послевоенные годы съёмки игровых картин не поощрялись (в 1951—1952 год на «Мосфильме» были выпущены буквально единицы художественных фильмов) и недостаток фильмов восполняли за счёт съёмок популярных театральных постановок, в число которых входил и «Учитель танцев» . Режиссёром фильма стала Татьяна Лукашевич, поставившая другую популярную музыкальную комедию — «Свадьба с приданым». Как вспоминает Владимир Зельдин, «художникам на „Мосфильме“ пришло в голову сделать пол стеклянным. Но разве можно на нём танцевать? Его никакая канифоль не берёт! Нет точки опоры. И приходилось преодолевать это скольжение, в то время как хотелось получать от танцев удовольствие» .
Многим советским критикам фильм казался слишком легкомысленным. Другие расценили попытку перенести спектакль на экран как неудачную: «Пытаясь использовать ту любовь, которую проявляют советские зрители к лучшим классическим и современным комедийным спектаклям, кинематографисты зафиксировали на плёнку „Учителя танцев“ в театре ЦТСА… Спектакль „Учитель танцев“ оказался на плёнке затянутым, нудным. Длинные монтажные куски с актёрами, выговаривающими свой текст, были в непримиримом противоречии с интенсивным внутрикадровым движением» .
В 1952 году фильм занял второе место в советском кинопрокате: его посмотрели 27 миллионов 900 тысяч зрителей . Многие фразы из спектакля и фильма стали крылатыми : например, песенка Альдемаро («Только тот достигнет цели, кто не знает слова „страх“») цитируется в нескольких произведениях братьев Стругацких («Попытка к бегству», «Понедельник начинается в субботу») .