Компания Южных морей
- 1 year ago
- 0
- 0
«Моана южных морей» или просто «Моана» ( англ. Moana ) — американский документальный немой чёрно-белый фильм 1926 года. Вторая по счёту полнометражная режиссёрская работа Роберта Флаэрти (после « Нанук с севера » (1922)).
Премьера фильма состоялась в США 7 января 1926 года. Дистрибьютером ленты выступила кинокомпания Paramount Pictures .
Термин «документальный» ( англ. documentary ) применительно к такому жанру (виду) кино был впервые предложен Джоном Грирсоном (под псевдонимом «Кинозритель» ( англ. The Moviegoer )) в рецензии именно на «Моану южных морей», опубликованной 8 февраля 1926 года в The New York Sun .
Несмотря на то, что в большинстве источников жанр этой ленты определён как «документальная», правильнее всё-таки называть эту картину снятой в жанре « » , причём «первым доку-фикшн в истории кинематографа» . Как и в предыдущем своём «Нанук с севера» (и последующем, « »), Флаэрти использовал следующую методику подбора актёров: он выискивал среди аборигенов наиболее фотогеничных, уговаривал их сняться и выстраивал между ними вымышленные семейные взаимоотношения для сюжета. Также «нарушением документальности» можно считать то, что Флаэрти показал в «Моане» (и в других своих фильмах тоже) несколько почти забытых местными жителями обрядов, традиций и практик, который выдал зрителю за современные, ныне активно применяемые полинезийцами. Например, к середине 1920-х годов большинство самоанцев, под активным влиянием христианских миссионеров, носили одежду западного образца, но Флаэрти для съёмок одел всех актёров в традиционные наряды из тапы , причём в одной сцене показано, как Моана изготавливает такую одежду. Незамужние девушки в «Моане» ходят , что также в то время на Самоа уже практически не встречалось; показана сцена нанесения соответствующих татуировок юноше, «вступающему во взрослую жизнь» — этот болезненный обряд также в то время на Самоа был почти позабыт.
Съёмки фильма проходили в нескольких деревнях района на острове Савайи ( Самоа ) летом 1924 года. К моменту начала съёмок Роберт Флаэрти с и их тремя дочерьми прожил на Самоа уже более года, «проникаясь» местной жизнью. Paramount Pictures , впечатлённая дебютной лентой Флаэрти, « Нанук с севера » (1922), отправила его в апреле 1923 года с семьёй на Самоа с указанием снять не менее успешный фильм о традиционной жизни полинезийцев . В средствах кинокомпания не скупилась, и вместе с режиссёром на остров было доставлено 16 тонн кинематографического оборудования и материалов, в том числе новейшие фото-материалы « Панхром » (подавляющее большинство лент того времени использовали технологию « Ортохром ») и дорогая цветная кинокамера , которую использовать так и не удалось в связи с поломкой.
«Моана южных морей» была благосклонно принята зрителями и критиками, однако кассового успеха не случилось. Как выяснилось, жизнь на тропических островах оказалась достаточно проста и беззаботна, что не дало Флаэрти использовать свой испытанный приём «человек против природы», как это было в «Нанук с севера» и будет в «Человек из Арана».
Из трёх дочерей Флаэрти, бывших с ним на Самоа во время съёмок «Моаны», самая младшая была трёхлетняя Моника. Спустя полвека, в 1975 году, она вернулась на остров Савайи , чтобы создать звуковой ряд для этого фильма своих родителей. Она записала деревенские звуки, разговоры на самоанском языке, традиционные песни. В 1980 году новая версия фильма с незатейливым названием «Моана со звуком» была готова: большую помощь в его создании оказали известные кинематографисты Жан Ренуар и Ричард Ликок . Премьера ленты состоялась в 1981 году в Париже. Со звуком всё было отлично, но вот визуальный ряд оставлял желать лучшего: оригинальный негатив плёнки, конечно же, не сохранился, поэтому Монике пришлось делать копию с копии плёнки, причём с 35-мм киноплёнки на 16-мм . В дальнейшем несколько экспертов-кинематографистов смогли выправить ситуацию, и ещё раз обновлённая «Моана» была показана 30 сентября 2014 года на Нью-Йоркском кинофестивале , вызвав восторг зрителей.