Interested Article - Мастерская Петра Кончаловского

Мастерска́я Петра́ Кончало́вского — мемориальный музей-мастерская, посвящённый творчеству художника Петра Кончаловского . Учреждение расположено в бывшей мастерской живописца по адресу Большая Садовая ,10, где с 1912 по 1956 годы проживала семья Кончаловских. На церемонии открытия музея, состоявшейся в декабре 2017 года, выступали внуки художника Андрей Кончаловский и Никита Михалков . С 2018 по 2019 год музей закрыт на реставрацию, в результате которой планируется восстановить исторические интерьеры, установить современную систему кондиционирования воздуха для последующего хранения оригиналов работ Кончаловского, а также возвращение утраченных световых потолков .

История

Экспозиция музея, 2017 год
Дом на Большой Садовой, 10. 2009 год

Пётр Кончаловский переехал в дом на Большой Садовой улице ,10 в 1912 году вместе со своей семьёй. Первые пять лет Кончаловские прожили в квартире № 24, располагающейся в фасадной части здания . Одновременно художник снимал мастерскую № 40, где проводил большую часть дня, работая над своими произведениями . После революции 1917 года здание перешло во владение Моссовета , а через несколько лет советская власть издала указ о подселении рабочих с табачной фабрики «Дукат» в квартиры дома на Садовой, таким образом формируя коммунальные квартиры . В связи с этим в 1920 годы семья Кончаловских была вынуждена переехать в мастерскую, где они прожили до получения отдельной двухкомнатной квартиры на Конюшковской улице в 1937 году .

В своей мастерской Кончаловский написал портреты композитора Арама Хачатуряна , дирижёра Альфреда Корто , пианиста Карло Цекки , арфистки Веры Дуловой , поэта Константина Симонова и писателя Самуила Маршака , а также рисовал московские пейзажи . Здесь же художник проводил занятия со своими студентами: он был строгим учителем и настаивал на постоянной практике и вниманию к работе . Будучи главой авангардного художественного объединения « Бубновый валет », Пётр Кончаловский проводил в мастерской регулярные встречи сообщества . После смерти живописца в 1956 году мастерская перешла к его сыну Михаилу, проработавшему здесь до 1996 года. Впоследствии он переехал в помещение на улице Масловка , а в мастерской на Садовой продолжили работу художники Михаил Тихонов и Елена Утенкова-Тихонова .

Когда в мастерской появлялась новая модель, все собирались вокруг Кончаловского, который объяснил композицию и структурные компоненты, на которые следуют обратить внимание. Затем каждому студенту он давал отдельное задание с использованием разных красок и подходов. На занятиях живописью требовалось сохранять чистоту цвета и использовать очень яркие краски, почти не смешивая их, следуя по стопам неоимпрессионистов . Чистые цвета нужно было класть мазками один рядом с другим, как на большой многоцветной мозаике . <...> Одновременно с этим студенты должны были выполнять классические академические упражнения, как, например, копирование гипсовых слепков, что составляло одно из вступительных испытаний в Московское училище живописи, ваяния и зодчества .

Здание

Здание было построено в 1903 году по заказу основателя табачной фабрики «Дукат» купца Ильи Пигита. Проект был разработан архитекторами Антонином Милковым и Эдмундом Юдицким , стремившимися воплотить в здании черты модерна . С начала XX века в доме селились представители художественной и литературной элиты столицы: меценат Николай Рябушинский , тесть Кончаловского Василий Суриков , скульптор Митрофан Рукавишников , художник-авангардист Георгий Якулов , писатель Михаил Булгаков . По специальному заказу художников Петра Кончаловского, Георгия Якулова и Владимира Рябушинского во внутренних помещениях дома были организованы художественные мастерские . В гостях у Кончаловского и его коллег бывали Владимир Маяковский , Айседора Дункан и Сергей Есенин , Фёдор Шаляпин , Алексей Толстой , Сергей Прокофьев и другие. Дом на Садовой, 10 служит прообразом нехорошей квартиры , в которой происходило действие романа Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита » .

Основание музея

Никита Михалков и Александр Кибовский на открытии музея, 2017 год

В 2014 году благотворительный Фонд Петра Кончаловского выступил с предложением о создании в мастерской мемориального музея . При поддержке Департамента культуры Москвы , Фонд предоставил Союзу Художников компенсационные помещения для размещения мастерских художников Михаила и Елены Тихоновых . В 2015 году мастерская перешла в управление Музея Михаила Булгакова , располагающегося в соседнем подъезде дома на Садовой .

В 2017 году состоялось официальное открытие музея, на церемонии которого присутствовали внуки художника — Андрей Кончаловский и Никита Михалков, генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова , а также руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский .

Пусть это будет меньше музеем, а больше домом, куда хочется прийти. Главная ценность музея — интерьеры гнезда Кончаловских сами по себе. Здесь раздавались такие голоса, такие разговоры! И это большое окно, куда смотрели невероятные люди! Вообще, абрис окна — это и есть настоящая история. Ведь можно менять экспозиции, а этот кадр, который виден из окна, всегда остается прекрасным . Никита Михалков

С 2016 года при мастерской функционирует школа живописи, в которой еженедельно проводятся лекции, посвящённые истории искусства , а также мастер-классы по развитию творческих навыков .

Экспозиция

Экспозиция мастерской, 2017 год

В экспозицию музея входят предметы и рисунки Петра Кончаловского, семейные фотографии, личные предметы и архивные документы. У большого окна находится верстак , который часто использовал Кончаловский, старые ноты , , мастихины , кисти, стремянки и другие инструменты, принадлежавшие художнику .

Как вспоминала дочь Кончаловского Наталья :

За аркой была спальня родителей. <...> На ночь спальня отгораживалась ширмой. А в большой половине стоял длинный, желтый бархатный диван, на котором спал Миша. На фоне старинного гобелена ... стоял большой стол с красками. У стен помещались мольберты и холсты . Была там и крохотная кухня с умывальником возле окна. Готовили на керосинках , но посреди мастерской стояла большая чугунная печь , которая топилась углём, и на ней постоянно готовилась пища .

C 2018 по 2019 года в музее проводится реставрация по восстановлению исторических интерьеров мастерской, в частности, светового потолка, убранного в советское время из-за протечек, а также установления системы кондиционирования для хранения подлинников картин Кончаловского . В архитектурном проекте будут максимально сохранены оригинальные элементы интерьера, в пространство Мастерской будут интегрированы современные музейно-выставочные и образовательные технологии, а также созданы все условия для сохранности выставочных экспонатов.

В экспозицию войдут мемориальные вещи, живописные и графические работы художника, а также архивные рукописи и фотографии, предоставленные наследниками художника, частными коллекционерами и ведущими художественными музеями .

Примечания

  1. . Мастерская Петра Кончаловского. Дата обращения: 8 мая 2018. 21 марта 2019 года.
  2. , с. 144.
  3. .
  4. .
  5. .
  6. . mos.ru (22 декабря 2017). Дата обращения: 8 мая 2018. 8 мая 2018 года.
  7. .
  8. Рита Лозинская. . artchive. Дата обращения: 8 мая 2018.
  9. .
  10. . Тасс (21 декабря 2017). Дата обращения: 8 мая 2018. 16 апреля 2018 года.
  11. Виктория Пешкова. . Труд (19 января 2018). Дата обращения: 8 мая 2018. 14 мая 2018 года.
  12. . Россия культура. Дата обращения: 8 мая 2018. 14 марта 2018 года.
  13. Наталья Белова. The W&LL (13 сентября 2017). Дата обращения: 8 мая 2018. 7 мая 2018 года.
  14. . the Art newspaper (22 декабря 2017). Дата обращения: 8 мая 2018. 13 мая 2018 года.
  15. Зоя Игумнова. . Известия (10 января 2018). Дата обращения: 8 мая 2018. 30 января 2018 года.

Литература

  • Вакар И. А. Петр Кончаловский: взгляд из нового века. — Наследие, 2011. — Вып. 99 .
  • Гореславская Н. Б. Михалковы и Кончаловские. Гнездо элиты. — Москва: Алгоритм, 2008. — С. 30—65. — 240 с. — ISBN 978-5-9265-0309-5 .
  • Мягков Б. С. . — Москва: Алгоритм, 2008. — С. 143. — 352 с. — ISBN 978-5-9265-0429-0 .
  • Монахиня Гавриила. В поисках совершенства в мире искусства. Творческий путь отца Софрония. — Москва: Даръ, 2016. — С. 175. — 272 с. — ISBN 978-5-485-00561-0 .
  • Муратов А. М. П.П. Кончаловский на даче "Бугры". — "Гений места" в русском искусстве XX века: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 135-летию И.И. Машкова (10-11 ноября 2016 г.). Сборник научных статей, 2016. — С. 143—150 .
  • Филимонов В. П. Андрей Кончаловский. Никто не знает.... — Москва: Эксмо, 2012. — С. 130—197. — 528 с. — ISBN 978-5-699-59494-8 .

Ссылки

  • мемориальной мастерской Петра Кончаловского
  • о церемонии открытия музея, 2017 год
Источник —

Same as Мастерская Петра Кончаловского