Interested Article - Каток и скрипка

«Каток и скрипка» — короткометражный фильм, дипломная работа Андрея Тарковского ( 1960 ).

Сюжет

Сентиментальный рассказ о мальчике, скрипке и асфальтовом катке . История разыгрывается в течение нескольких часов во дворе старого московского дома. В доме, где-то на четвёртом или пятом этаже, живёт маленький мальчик лет семи, который учится играть на скрипке. Перед « музыкантом » каждое утро встаёт трудная задача: пересечь двор под перекрёстными издевательствами шпаны. На этот раз ему везёт: двор асфальтируют, и водитель весёлого и шумного красного асфальтового катка вступается за карапуза. Он устыжает шпану и даёт «музыканту» поработать на катке. Так начинается дружба двух мужчин, большого и маленького, которая длится каких-нибудь полдня и даже превращается в «треугольник». За их отношениями ревниво следит девушка с соседнего — жёлтого — катка, которая грубовато заигрывает с водителем.

«Путешествие» мальчика в музыкальную школу разрастается в целый эпизод: он останавливается у витрины с зеркалами , видит в зеркале, как женщина рассыпает яблоки . Одно из этих яблок он кладёт перед крошечной девочкой в прозрачных бантах, так же чинно, как и он, дожидающейся урока. Урок — это столкновение с учительницей, обуздывающей его музыкальные фантазии с помощью метронома .

Поначалу старший герой воспитывает младшего и покровительствует ему. На обратном пути с урока «музыкант» оставляет свой инструмент на катке и солидно отправляется с новым другом на обеденный перерыв. Они переживают целый ряд совместных приключений. Они видят, как большой оболтус обижает малыша, и рабочий преподаёт мальчику ненавязчивый урок мужества. Ему приходится самому заступиться за обиженного и получить взбучку от обидчика. Зато он возвращает малышу отбитый в драке мяч. Потом в толпе москвичей они долго глазеют, как тяжёлое чугунное ядро крушит старый кирпичный дом.

Потом происходит размолвка: мальчик, который успел украдкой снять галстук, чтобы походить на рабочего человека, оскорблен тем, что новый друг называет его, как дворовая шпана, «музыкантом», и швыряет на мостовую хлеб , который он нёс для общего завтрака. Он ещё не знает ни высокого смысла слова «музыкант», ни цены хлеба. Рабочий оскорбляется за хлеб. Инстинктивно мальчик угадывает свою оплошность, наступает примирение, и тогда свершается самое главное: под высокими гулкими сводами ворот мальчик достаёт из футляра свою скрипку и объясняет новому другу то немногое, что он успел узнать в школе, а потом играет для него. И это первый подлинный урок музыки — и даже искусства — для них обоих. Молодой рабочий парень с незнакомым дотоле уважением рассматривает маленькую детскую скрипочку с замысловатым рисунком эф и, притихнув, слушает игру своего нового друга, уже не стеснённую стуком метронома, но дисциплинированную им. И рабочий человек, гордящийся мозолями на руках, теперь с пониманием смотрит и на мозоль, натертую скрипкой на подбородке маленького «музыканта». Так же инстинктивно, молча, как мальчик понял смысл труда и цену хлеба, он осознаёт в эти мгновения великий труд и великую силу искусства. Своё взаимопонимание герои решают отметить простым, житейским образом: совместным походом в кино на старого доброго « Чапаева ». Но случается непоправимое: строгая мама, которая не вникает и ровно ничего не понимает в значительности и важности случившегося, запирает маленького музыканта на ключ, и девушка уводит погрустневшего водителя катка в кино.

Последний кадр этого дипломного фильма неоспоримо и узнаваемо «тарковский»: мальчик в красной рубашке, которую он успел специально надеть, бежит по широкому свежему асфальту к сверкающему красному катку. Мечта компенсирует грубые травмы действительности.

Художественная ценность

По мнению оператора фильма Вадима Юсова , «история рождения этого фильма связана с фильмом А. Ламориса Красный шар “, в то время с успехом демонстрировавшимся на экранах. Цветовой доминантой у Ламориса был красный шар, переходящий из кадра в кадр, создавая цветовой акцент и определяя восприятие вообще цвета в фильме. У нас таким камертоном были красный и жёлтый — цвета асфальтовых катков. Эти яркие, насыщенные цвета сопоставлялись с голубой одеждой рабочего (комбинезон) и мальчика (жилетка), голубизной неба, розовым платьем и бантом девочки» (сб. «Андрей Тарковский: Начало… и пути», 1994 ). Мотив « Красного шара » отзовётся в дипломной же работе А. Кончаловского «Мальчик и голубь».

«Почему Ламорис так на нас повлиял?» — вспоминает Андрей Кончаловский — «Он ещё раз сломал наше представление о кино. „Белая грива“, „ Красный шар “, „Приключения золотой рыбки“ (это, правда, не его фильм, а его оператора Эдмона Сешана, но в нём та же эстетика), „Путешествие на воздушном шаре“ — эти фильмы подняли на новый виток звуковое кино. Диалога в фильмах не было, сюжет развивался вне слов, но звук при этом играл очень важную роль. Это было как бы чистое кино, очень непростое по форме, привлекательное ещё и тем, что оно не требовало звёзд, даже вообще актёров. Ему достаточно было очень немногих типажей, в нём действовали бессловесные или вообще неодушевлённые персонажи (лошадь, рыбка, надувной шарик, мальчик), а это значило, что подлинный автор — режиссёр, что он насыщает своим отношением весь окружающий мир, делает его антропоморфным, делает его своим» .

Этот первый дипломный фильм, по мнению М. Туровской , обнаруживает зачатки будущих тематических и стилистических поисков режиссёра. «Очевиднее всего в нём радость раскрепощения камеры. Вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, зеркальных отражений, бликами воды — живая, пульсирующая, предвесенняя.

Начиная от затейливой натуры — подъезда старого московского дома с окном, застеклённым разноцветными стёклышками, до горбатых переулков, гулкой подворотни, высокого коридора музыкальной школы с янтарным натёртым паркетом и огромным готическим креслом, на которое взгромождается мальчик, — всё неоспоримо московское, обжитое, настоящее. Но нигде оно не оборачивается „мёртвой натурой“ или столь модной впоследствии „ностальгией“. Всё включено в живой, подвижный поток жизни. Крошечная подробность — мальчик останавливается у витрины с зеркалами — разворачивается в целый этюд радостного солнечного блеска, многократно размноженной улицы с куском дома, троллейбусом, женщиной, целой россыпью яблок — в прелестный экзерсис кинокамеры. Асфальт, политый внезапно хлынувшим дождём, отражает ослепительную голубизну неба. Старая подворотня, полная не только звуков маленькой скрипки, но и дрожащих солнечных бликов, облита голубизной: голубизной старой облупившейся краски, синего комбинезона рабочего, нарядного бархата скрипичного футляра. Диалог красного и жёлтого катков или гармония красной рубашонки мальчика и красного катка на сером влажном асфальте создают звонкую, молодую гамму. В фильме не так важны собственно сюжетные мотивы — друзья, большой и маленький, теряют друг друга в дождь, — сколько сам этот дождь, весёлый, крупный ливень, обрушивающийся на толпу, глазевшую, как сносят дом. Ливень так же, как зеркала в витрине, становится самостоятельным эпизодом в картине, он „значит“ не меньше, чем её перипетии. Всё это потом войдёт в кинематограф Тарковского, приумножится в нём, преобразится и созреет. Так же как подспудная драматическая, даже трагедийная нота насильно разрушенных отношений, невольного обмана, высоты и бессилия искусства» .

Награды

Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году .

В ролях

  • Игорь Фомченко — Саша
  • Владимир Заманский Сергей
  • Наталья Архангельская девушка с соседнего катка
  • Марина Аджубей — девочка в музыкальной школе
  • Юра Бруссер
  • Слава Борисов
  • Саша Витославский
  • Коля Казарев
  • Гена Клячковский
  • Игорь Коровиков
  • Женя Федченко
  • Таня Прохорова — девочка во дворе
  • Антонина Максимова мама Саши
  • Людмила Семёнова учительница музыки
  • Галина Жданова — соседка
  • Саша Ильин ученик музыкальной школы
  • Марина Фигнер — мама ученика музыкальной школы

Съёмочная группа

  • Оператор: Вадим Юсов
  • Художник: Савет Агоян
  • Композитор: Вячеслав Овчинников
  • Режиссёр: О. Герц
  • Звукорежиссёр: Владимир Крачковский
  • Монтаж: Любовь Бутузова
  • Костюмы: Анна Мартинсон
  • Грим: А. Макашёва
  • Редактор: С. Бахметьева
  • Комбинированные съёмки: операторы Б. Плужников, В. Севостьянов, художник А. Рудаченко
  • Директор картины: А. Каретин

А. Тарковский о фильме «Каток и скрипка»

  • «Поэзия вещи родится только тогда, когда она будет правдива и фактурна. Они и слов-то почти не говорят в картине. Нам ведь главное — это среда. Соотношение среды с жизненно правдивыми характерами должно создать ту условность, о которой я говорил. Мы привыкли видеть условность как нечто непонятное, я же свою условность вижу земной. Я свою концепцию готов доказывать всюду. Я не вижу иначе».
  • «Здесь, по существу, происходит трагедия. Он потрясён, что мальчик не пришёл, и этот мир для него закрылся».
  • «Взгляд на кинематограф как на действие. Во всём фильме 35 фраз».

Примечания

  1. Кончаловский А. С. Низкие истины. — М. : Совершенно секретно, 2001. — 384 с. — ISBN 5-89048-057-X .
  2. Туровская М. И. [www.lib.ru/CINEMA/kinolit/TARKOWSKIJ/turtarkowskij.txt 7 1 / 2 , или Фильмы Андрея Тарковского]. — М. : Искусство, 1991. — 258 с. — ISBN 5-210-00279-9 .

Литература

  • Смелков Ю. «Каток и скрипка» // Искусство кино. — 1961. — № 8 . — С. 25—26 .

Ссылки

  • на сайте проекта об Андрее Тарковском.
  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино».
  • «Их первые фильмы». — [inoekino.ru/prod.php?id=1968 Ч. 1]. — (Серия «Коллекционное издание»).


Источник —

Same as Каток и скрипка