Книга мастеров
- 1 year ago
- 0
- 0
Галерея старых мастеров ( нем. Gemäldegalerie Alte Meister ; или Дрезденская картинная галерея ) — исключительное по качеству собрание из приблизительно 750 картин старых мастеров , приобретённых в XVIII веке саксонскими правителями из альбертинской линии Веттинов . Ныне входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена .
Галерея располагается во дворце « Цвингер », по адресу: Театральная площадь, д. 1
Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанным в 1560 году кабинетом изящных искусств ( Kunstkammer ), где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи.
Систематически же собирать произведения старых мастеров стал курфюрст Август II Сильный (1670—1733), который слыл ценителем искусств и перестроил весь центр Дрездена. В 1722 году состоялась инвентаризация собрания живописи, выделенного из состава кунсткамеры. По приказу курфюрста его выставили на обозрение придворной знати в перестроенном здании придворной конюшни. Помимо живописи, собрание саксонских курфюрстов включало уникальную коллекцию фарфора , интересную подборку научных инструментов и гравюрный кабинет — старейшую в Центральной Европе коллекцию графики .
Страсть к собиранию произведений искусства унаследовал от отца Август III . Подобно родителю, он мог себе позволить весьма дорогостоящие покупки за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства , чей выборный трон он занимал. Для приобретения он отбирал только шедевры, полагаясь на советы проницательного Альгаротти .
В 1741 году Август III приобрёл 268 полотен из собрания Валленштейна , в том числе « Сводница » Яна Вермеера . Чуть позже за ними последовали многочисленные работы из королевской галереи в Праге, а в 1745 году — «сто лучших картин» из собрания обедневшего герцога Моденского , среди которых были работы Корреджо , Веласкеса , Тициана . Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения . «Царём художников» в то время считался Рафаэль , а его лучшей станковой работой — « Сикстинская мадонна ». Это полотно удалось привезти из церкви Сан-Сиксто в Пьяченце .
Разразившаяся в 1756 году Семилетняя война и потеря Веттинами контроля над Польшей положили конец взлёту Флоренции-на-Эльбе, как тогда называли Дрезден. Только спустя столетие город вновь собрался с силами, и городским советом было принято решение о строительстве здания музея. Несмотря на то, что под строительство было облюбовано иное место, директор Дрезденской государственной строительной школы Готфрид Земпер предложил проект дворца искусства в стиле неоренессанса , замыкающий собой пространство Театральной площади. В 1847 году началось строительство здания, и уже в 1855 году состоялось его открытие.
В 1931 году было решено оставить в галерее только произведения старых мастеров, а искусство XIX—XX веков было переведено в Новую галерею .
Между тем приближались годы, ставшие трагическими для культурной жизни Дрездена. В 1937 году многочисленные работы, в том числе полотна немецких экспрессионистов , были изъяты нацистами из собрания и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». Во время Второй мировой войны Дрезден подвергся бомбардировкам , особенно мощные бомбардировки прошли в феврале 1945 года, когда город был практически весь разрушен. И хотя значительная часть работ была надёжно укрыта в шахтах от налётов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Земпера.
В 1945 году советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть найденного в шахтах собрания. Судьба 450 картин собрания неизвестна. На протяжении 10 лет повреждённые сыростью шахт картины из Дрездена реставрировались и хранились в ГМИИ им. Пушкина . В 1955 году в ходе визита правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику по настоянию Н. С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин . В 1956 году заново открылась часть галереи, построенной Земпером, а к 1960 году было восстановлено уже всё здание целиком, и город снова увидел лучшие произведения живописи.
В отличие от многих других музеев, Дрезденская галерея избегает новшеств, сохраняет исторический тип развески картин и гордится их потемневшими от времени позднебарочными рамами .