Людвиг Сальватор Австрийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Сальвáтор Ро́за, Сальватóре Ро́за ( итал. Salvator Rosa, Salvatore Rosa ; 20 июня 1615 , Неаполь — 15 марта 1673 , Рим ) — итальянский живописец , рисовальщик, гравёр и поэт эпохи барокко . Родившийся в Неаполе, работавший в Риме и Флоренции, он был художником-бунтарём и прожил бурную жизнь, насыщенную необычайными событиями. Его творчество относят к неаполитанской школе и преромантическому течению в западноевропейском искусстве.
Сальватор Роза родился в Неаполе 21 июля 1615 года. Его отец, Вито Антонио Де Роза (такая форма фамилии засвидетельствована в документах о семье и юности художника), упоминается в источниках как архитектор или землеустроитель (agrimensore). Мать, Джулия Греко, из сицилийских греков, принадлежала к семье художников: её отец Вито и брат Доменико Антонио имели собственную мастерскую (bottega alla Carità). Его сестра Джованна вышла замуж за художника Франческо Фраканцано .
Потеряв отца в 1621 году, Сальватор вырос на попечении своего деда по материнской линии, а затем обучался в религиозных школах, только что основанных в Неаполе Джузеппе Каласанцио. Художник вступил в новициат Ордена францисканцев 1 августа 1630 года под именем Сальваторе ди Сан-Пьетро. 7 сентября 1632 года, в возрасте семнадцати лет, он назвал себя художником и сказал, что всегда жил со Святым Духом .
Сальватор Роза готовился принять духовный сан, но чувствовал влечение к искусству и стал учиться живописи , вначале у своего дяди по материнской линии Паоло Греко, а затем у Аньелло Фальконе . Считается, что значительное влияние на Розу оказал Хусепе де Рибера , испанский караваджист , работавший в Неаполе, но документальных свидетельств этому не найдено .
В возрасте восемнадцати лет он отправился в путешествие по Апулии и Калабрии , попал в руки местных разбойников и некоторое время жил среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе . Живописец Джованни Ланфранко предложил молодому художнику в 1635 году переехать в Рим . В папском городе Сальватор Роза испытал влияние произведений Питера ван Лара и Микеланджело Черквоцци , поэтому обратил своё внимание на школу бамбоччанти . Это влияние проявилось в различных произведениях того периода, таких как «Пейзаж с бандитами»; однако позднее живописец в своих презрительных сатирах отрицал этот «низменный» жанр .
В Риме Сальватор приобрёл скандальную известность натуралистичными изображениями сцен из быта пастухов, солдат и бандитов. Своими поэтическими «сатирами» и, в особенности, картинами «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», он до такой степени восстановил против себя римское общество, что вынужден был бежать в Неаполь. Когда в 1647 году в Неаполе вспыхнуло народное восстание под предводительством Мазаньелло , Сальватор Роза принял в нём участие.
В 1638 году Сальватор Роза навсегда поселился в Риме под защитой влиятельного кардинала Франческо Мария Бранкаччо, близкого семье Барберини , любителя искусств и театра. Бранкаччо, назначенный епископом Витербо , побудил художника написать алтарный образ «Неверие Фомы» (L’incredulità di Tommaso) для алтаря церкви Сан-Томмазо (Святого Фомы; ныне в Палаццо-дей-Приори). В Риме художник смог познакомиться со многими картинами Риберы и Караваджо ; кроме того, в эти годы можно проследить изменение его индивидуального стиля в сторону более классического и монументального видения благодаря влиянию творчества Клода Лоррена , Никола Пуссена и Пьетро Тесты . Сальватор Роза обладал широким кругом интересов, его привлекали писательство и театр . Он пробовал свои силы как актёр на сцене комического и музыкального театра; в своих сатирических стихотворениях высмеивал аристократию и знаменитых художников, среди которых доминировала фигура Джан Лоренцо Бернини . Из-за скандальных размолвок с главным героем эпохи барокко в Риме, а также из-за того, что ему не удалось поступить в Академию Святого Луки , Сальватор Роза в 1640 году решил переехать во Флоренцию , где оставался до 1649 года.
Во Флоренции Сальватора Розу принимал Джованни Карло Медичи , человек, разбирающийся в театре (он построил «Театр Пергола» во Флоренции, открытый в 1657 году) и ставший покровителем основанной С. Роза «Академии Неутомимых, Непредсказуемых и Избитых» (Accademie degli Instancabili, degli Improvvisi e dei Percossi). Участники академии решили возродить старый обычай флорентийских компаний, устраивая обеды, на которых читали сатиры и комедии . Во Флоренции С. Роза вошёл в круг тосканских литераторов и философов. Там же он начал писать картины эзотерического содержания, так называемые «Колдовские» (Incantesimi) или «Магические» (Magherie), в которых соединил воспоминания детства в Неаполе, где глубоко укоренился вкус к мрачному и волшебному, и изображения предметов магии и колдовства, которые любили собирать члены семьи Медичи.
В 1650 году художник вернулся в Рим, ни с кем не общался, не принимал никаких заказов и посвятил себя созданию картин, изображающих битвы и загадочные пейзажи (темы, пользовавшиеся большим спросом), но продавал их через своего друга банкира Карло де Росси, стремясь избежать любого общения, которое могло бы повлиять на его творчество.
Сальватор Роза умер в Риме 15 марта 1673 года; он был похоронен в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели-э-дей-Мартири , в гробнице (в вестибюле по левой стороне от входа), построенной его сыном Августом. Надгробие Сальватора Розы с бюстом художника дополнено латинским девизом: «скрытый» (nascosto), который интерпретируют в качестве декларации свободы мысли в Европе семнадцатого века.
Примыкая к натуралистам неаполитанской школы живописи, имея некоторую общность со своими предшественниками, Риберой и Фальконе, Роза тем не менее продемонстрировал, при большом разнообразии сюжетов, истинную оригинальность в их трактовке. В картинах на исторические темы он умел соединять реалистичность изображения с фантастичностью композиции и необычными деталями. Лучшей из таких картин считается «Заговор Катилины» (в галерее Палаццо Питти , во Флоренции ). В числе других, схожих произведений того же рода: «Ангел и Товия», «Явление духа Самуила Саулу» ( Лувр , Париж ), «Иона в Ниневии» и «Кадм и Минерва» ( Копенгаген ), «Распятие» (в Брауншвейгском музее), «Прометей» (в Гаагской галерее), « Блудный сын », « Одиссей и Навсикая » и « Демокрит и Протагор » (в Эрмитаже в Санкт-Петербурге ).
Портреты работы Розы выразительны и характерны, что заставляет предполагать об их сходстве с позировавшими лицами. В пейзажах знатоки живописи усматривают влияние Клода Лоррена . Однако Роза предстаёт совершенно самобытным мастером, когда изображает проникнутые поэтическим настроением суровые горы, дикие ущелья, глухие лесные чащи. Он написал немало картин, в которых пейзаж имеет значение фона, а главными являются человеческие фигуры — по большей части солдат, бродяг и разбойников.
В последние годы своей жизни Роза усердно занимался гравированием. Всего им создано восемьдесят шесть офортов по собственным рисункам, многие из которых могут быть причислены к лучшим созданиям художника.
Роза сочинил несколько драм, в которых часто выступал в качестве актёра, а также ряд едких сатир .
Живопись Сальваторa Розы стали особенно ценить в эпоху романтизма , поскольку она полностью отвечала новой эстетике рубежа XVIII—XIX веков. Так, Жермен Базен писал, что Сальватор Роза внёс «драматическую ноту в восприятие природы»… В своих произведениях «он создаёт некую формулу романтического пейзажа, которой суждено было оказать значительное влияние». И далее: «Бурную жизнь Сальватора Розы, бывшего поочерёдно революционером, разбойником, странствующим актёром и сочинителем пьес, смягчил романтизм его искусства» и созданный им «новый тип пейзажа с изображением дикой и пустынной природы», оказавший влияние на творчество многих художников, в первую очередь на Гаспара Дюге .
Пространную характеристику творчества Сальватора Розы дал отечественный исследователь Виктор Власов : «Беглая живописная манера и „неустойчивый рисунок“ позволяют отнести его творчество к маньеризму. „Аллегории“ Розы вызывали скандал намёками и вольностями, гравюры серии „Каприччи“ (1656) сделали его „бунтовщиком“. Даже алтарные картины демонстрировали неуёмный темперамент и склонность к крайностям. Патетичность Розы, частые сбои, противоречия — результат исканий нового стиля в период кризиса итальянской живописи позднего барокко» .
Розу ценили современники и ближайшие последователи как художника с мятежной душой, опередившего своё время. Учениками С. Розы были Карло Бонавиа , Бартоломео Торреджани . Его влияние испытали Пьер Франческо Мола , Алессандро Маньяско , Себастьяно и Марко Риччи .
В Санкт-Петербургском Эрмитаже находятся пять картин Сальватора Розы, из них четыре происходят из собрания Роберта Уолпола в замке Хоутон-холл в Англии. В 1779 году знаменитая «Хоутонская коллекция» (204 картины) была приобретена российской императрицей Екатериной II для Картинной галереи Императорского Эрмитажа .
Наряду с «культурным мифом» о Сальваторе Розе, о его личности сочиняли легенды и разного рода небылицы. Среди таких историй были те, которые рассказывали о заключении художника в тюрьму в Калабрии вместе с какими-то бандитами (как в картине «Грот у моря в Неаполитанском королевстве с бандитами» Джозефа Райта из Дерби и в «Сальватор Роза зарисовывает бандитов» Томаса Морана ). Впоследствии мистицизм Розы послужил поводом для литературных сочинений, начиная с биографии леди Морган, которая изображала художника как патриота Италии и воинственного героя: образ, который будет подхвачен другими писателями, такими как Александр Дюма , Теофиль Готье и Джозуэ Кардуччи , автором предисловия к «Сатирам» 1860 года. Первым, кто отошёл от полностью выдуманного и недостоверного в биографии Розы, был итальянский историк искусства Луиджи Салерно . После тщательного изучения документальных материалов он в 1963 году опубликовал первую научную монографию о художнике. Салерно определил Розу как «художника инакомыслия», неподчиняющегося покровительству, которому были подвержены все художники того времени, даже сам Бернини; таким образом, подтверждая бунтарское и «преромантическое» отношение Розы к искусству, окончательно опровергнув многие легенды, распространявшиеся в эпоху романтизма .
Ранние биографии художника были изданы Филиппо Бальдинуччи (новое венецианское издание 1830 г.), Иоганном Домиником Фьорилло (с приложением сатиры Розы «Стихотворное искусство», Геттинген , 1785). Историограф Джованни Баттиста Пассери в своих «Жизнеописаниях» предложил подробный физиогномический портрет Сальватора Розы: «Было любопытно в его присутствии, потому что, будучи небольшого роста, он проявлял быстроту и изящество в движениях: темный, коричневый цвет лица, подобно африканской смуглости, но это не было неприятным. Его глаза были голубыми, но очень яркими; густые чёрные волосы, ниспадающие на плечи, развевающиеся или естественно уложенные. Одежду он носил галантно, но без излишеств» .
Необычной жизни Сальватора Розы посвящён художественный фильм «Приключение Сальватора Розы» режиссёра Алессандро Блазетти (1939).