Второе правительство Имре Надя
- 1 year ago
- 0
- 0
И́мре Ма́дач ( венг. Madách Imre ; 20 января 1823 , д. Альшострегова, Королевство Венгрия — 5 октября 1864 , там же) — венгерский поэт, философ и драматург. Автор стихотворной философской драмы «Трагедия человека» (1861).
Родился в городке Альшострегова ( Alsósztregova ), Королевство Венгрия (ныне — деревня Долна Стрегова, Банскобистрицкий край , Словакия ) в 1823 году в дворянской семье. В 1837 году начал обучение в университете Пешта . В 1842 году официально стал юристом. В начале 1850-х годах сидел в тюрьме по политическому делу; в 1860 году был избран депутатом в венгерский Сейм. В 1840 году издал лирический сборник «Lantvirágok» (1840), за которым последовал целый ряд лирических стихотворений и критических этюдов, пародия в стихах «A civilizátor» (1859) и драмы «Jo nev es ereny», «Commodus», «Mária királynő» (1840—1855), «Csák végnapjai» (1843—1861), «Férfi és nő» (1843). В 1860 году закончил работу над «Человеческой трагедией» («Трагедия человека»), своим лучшим произведением; в связи с ним написаны трагедия «Моисей» ( Mózes , 1860—1861) и юмористический отрывок «Tündérálom» (1864).
«Трагедия человека» ( Az ember tragédiája ) посвящена изображению судеб человечества, символизированного прародительской парой, Адамом и Евой. Люцифер , недовольный мирозданием и желающий поселить в сердце Адама пессимистическое равнодушие к жизни, наводит на него сон, из которого тот должен познать, что вся историческая жизнь человечества есть лишь «суета сует и томление духа». В образе фараона, строящего пирамиду, как вечный памятник своему тщеславию, Адам знает суету деспотического величия, в образе Мильтиада , осужденного неблагодарным народом — суету народовластия, в виде римского кутилы времен упадка — суету распутства, в виде крестоносца Танкреда — суету аскетического отречения, в виде Кеплера — суету полузнания, скованного сентиментальными предрассудками, в образе Дантона — суету веры в систему, лишенную человечности, в виде работника 2-й половины XIX века — суету культуры, основанной на классовой борьбе, в виде обитателя фаланстера — суету культуры, основанной на полном обезличивании классов и индивидуальностей. Наконец, поднявшись с Люцифером в надзвёздные пространства и испугавшийся бесконечности, Адам познаёт суету высшего идеализма, а увидев последнего человека на замерзающей земле, эскимоса, хлопочущего лишь о поддержании своего бренного тела, — суету грубого материализма. Он собирается по пробуждении покончить с собою, но известие о том, что Ева чувствует себя матерью, наполняет его сердце жизнерадостностью и надеждой, и он остается жить, исполняя завет Бога, заканчивающего трагедию словами: «борись и верь!». План Люцифера не удался: Адам постиг умом, но не восчувствовал сердцем «человеческую трагедию», состоящую в том, что человечество вечно бьётся, как рыба об лёд, между крайностями идеализма и материализма. Примирительным звеном между Адамом и жизнью является в трагедии Ева — верная и вечная его подруга. Мужественный и жизнерадостный Адам, кроткая Ева, неукротимо-злобный Люцифер — все эти типы обрисованы в трагедии Мадача меткими и сильными чертами. Символика ясна и прозрачна, в поэме много крылатых слов и глубоких мыслей, и не без основания её сравнивают с «Фаустом» Гёте. Несомненно, однако, и коренное различие между обоими произведениями: Фауст Гёте — натура созерцательная, а не действующая, и моменты своего развития переживает сам в себе, тогда как Адам Мадача — натура деятельная, осуществляющая свои идеалы во внешнем мире. Отражая борьбу пессимистической мысли с оптимистическим чувством, «Человеческая трагедия» указывает на разлад материи и мирового духа в мировом бытии как на источник душевного разлада в человеке.
В обработке (1883) «Трагедия человека», поставленная впервые на сцене Национального театра в 1883 году, стала одной из любимейших пьес серьёзного репертуара в Венгрии.