Вейде, Адам Адамович
- 1 year ago
- 0
- 0
А́дам и Хавва́ ( араб. آدم و حواء ), в исламе — первые люди на земле, предки всего человечества. Персонажи Корана и исламских преданий . Отождествляются с библейскими Адамом и Евой ( Адам и Ева ). Сначала Аллах создал Адама из глины, а затем из левого ребра создал его жену Хавву . За то, что они ослушались и съели плоды с запретного дерева, они были низвергнуты с небес на землю . От их многочисленного потомства пошло всё человечество .
А́дам ( араб. آدم ) — первый человек и первый пророк ( наби ). В исламской традиции его также называют Абу аль-Башар («отец человечества») и Сафиуллах («чистота Бога») .
Аллах сотворил Адама из необожжённой сухой глины ( саль-саль ), смешанной с водой . Согласно преданию, ангелы добывали глину, из которой был сотворён Адам, из Мекки и Йемена . По способу рождения Адам в Коране сравнивается с пророком Исой ( Иисусом ) .
Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и назначил его своим «заместителем» ( халифа ) на земле . Однажды ангелы, говоря о потомках Адама, спросили у Аллаха: « Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь? ». На это Аллах ответил: « Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете » . Затем Аллах показал ангелам его умственные способности: « О Адам! Сообщи им имена их. И когда он сообщил им имена их, то Он сказал: „Разве я вам не говорил, что знаю сокрытое на небесах и на земле, и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?“ » .
Аллах повелел всем ангелам пасть ниц перед человеком и символически признать верховенство человека и его величие перед всеми творениями Аллаха. Среди ангелов находился джинн по имени Иблис , который отказался выполнить приказ Аллаха и «сбился с пути» . В наказание за ослушание, Аллах низвергнул Иблиса с небес на землю .
Аллах поселил Адама в раю ( джаннат ). Однажды, когда Адам спал, Аллах сотворил из его левого ребра жену Хавву. Живя в раю, они имели там всё, чего только могли пожелать, но Аллах запретил им есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райский сад и убедить супругов, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Адам и Хавва соблазнились и поели плодов, нарушив запрет Аллаха. Они впервые ощутили свою наготу , которой застыдились. В наказание за ослушание приказа Аллаха Адам и его супруга были низвергнуты на землю, где они и их потомки обречены жить и трудиться .
Аллах обещал низвергнутому на землю Адаму своё руководство и милость . В суре аль-Араф («Ограды»), после упоминания истории об Адаме, рефреном «О сыны Адама» вводится призыв веровать в Аллаха, не поддаваться козням шайтана , не оправдывать свои грехи и неверие тем, что так якобы вели себя предки .
Низвергнутый на землю на Цейлоне , Адам добрался до Адена (совр. Йемен ), а затем встретился со своей женой около горы Арафат у Мекки . Ему был ниспослан из рая Чёрный камень ( Хаджар аль-асвад ), для которого он построил первое здание Каабы .
Адам стал в мусульманском предании и первым в цепи пророков , завершаемой пророком Мухаммедом . Спорным оставался вопрос о том, может ли он претендовать на право называться термином «посланник» ( расуль ). У мистиков Адам стал воплощением божественной сути человека, так как Аллах вдохнул в него собственный дух ( рух ) .
Адам говорил на многих языках, но в раю — по-арабски . Он был похоронен в «пещере сокровищ» около Мекки , а после потопа его тело было перенесено в Иерусалим . Некоторые богословы утверждали, что после смерти Адам вознесён на небеса и пребудет там до Судного дня ( киямат ) .
Адам был пророком и учил своё потомство основам религии. Посредством ангела Джибриля ( Гавриила ), Адам получал откровения от Аллаха. Ему были посланы «свитки» ( сухуф ), в которых содержались религиозные предписания для первых людей .
Хавва | |
---|---|
араб. حواء | |
|
|
Личная информация | |
Место смерти | Мекка или Джидда |
Место погребения | Могила Хаввы |
Супруг | Адам |
Отождествляется | Ева |
? |
Хавва́ ( араб. حواء — источник жизни) — жена Адама, библейская Ева . В Коране её имя не упоминается, а упоминается просто «супруга» Адама .
В исламском предании сообщается о её сотворении из ребра Адама, о том, как она напоила своего мужа вином и уговорила его вкусить запретный плод , о том, как Иблис соблазнил её с помощью проникшего в рай змея на четырёх ногах . После изгнания из рая Хавва оказалась в Аравии, в Джидде . После встречи с Адамом около Арафата она вместе с ним совершила паломничество ( хадж ) .
По одной версии, Хавва была похоронена рядом с Адамом , по другой — в Джидде, в месте, которое называется Могила нашей матери Хаввы ( Мукбарат умна Хавва ). В 1975 году по приказу властей Саудовской Аравии место могилы было забетонировано, так как после сезона хаджа паломники, в нарушение исламских традиций, молились на могиле Хаввы . Французский географ Эмиль-Феликс Готье (1864—1940) оценивал длину гробницы в пределах около 130 метров .
Вот как описывает могилу Хаввы в 1895 году сотрудник российского консульства в Джидде Шакирзян Ишаев :
Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилы Евы, находящейся за городом, посреди большого кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин , в голове поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями, и растет финиковая пальма, в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одной крышей: одно из них считается мечетью , а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются. У выхода, снаружи, находится выдолбленный в большом камне резервуар, напоминающий собою колоду, в которой поят лошадей, в него наливают воду. Здесь живёт много шейхов , а ещё больше нищих женщин и детей; они собирают подаяния с являющихся на поклонение паломников. Как сказано выше, могилу Евы окружает кладбище…
Согласно мусульманскому преданию, в наказание за грехи Хаввы женщины обречены на физические страдания — беременность, роды и т. д.
Сотворив для Адама супругу, Аллах сказал им: « О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных » . Иблис обманул Адама и Хавву, говоря: « Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными » . Адам и Хавва вкусили плоды этого дерева, после чего «…обнажились их срамные места, и они стали прилеплять на себя райские листья». После того, как Адам и его жена согрешили , Аллах сказал им: « Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас явный враг? » . Супруги раскаялись в своём поступке и ответили: « Господь наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток » . Аллах ответил им: «Низвергнитесь! Одни для вас враги для других! Для вас на земле местопребывание и пользование на время » .
В исламском богословии обсуждался вопрос, каким было запретное райское дерево и листьями какого дерева Адам и Хавва прикрывали свою наготу .
В исламской традиции имеются повествования о том, что после грехопадения Адам сошёл на землю на острове Цейлон, а Хавва — в Джидде (совр. Саудовская Аравия ). Саид-афанди Чиркейский в «Истории пророков» сообщает, что после грехопадения Адам оказался в Индии, где на горе Рахун остался его отпечаток длиной 10 локтей (5 метров) . На протяжении 200 лет они раскаивались и молили Аллаха о прощении . Аллах принял их мольбы, простил им совершённый грех и обязал их совершить паломничество в Мекку ( хадж ). Адам и Хавва встретились в долине Арафата. Прибыв на территорию современной Мекки, Адам приступил к строительству Каабы , после чего регулярно совершал паломничество к ней .
Затем Адам и его жена отправились в современную Сирию , где у них родилось многочисленное потомство, от которого пошло всё человечество. Мухаммед аль-Кисаи считал, что Хавва (Ева) рожала 120 раз, каждый раз двойню, мальчика и девочку . Среди известных детей — сыновья Шис , Кабиль и Хабиль , дочери Лабуда и Аклима . В некоторых преданиях говорится, что Адам прожил 2000 лет, а Хавва умерла через сорок лет после его смерти .
Указания Корана о том, что Аллах сохранил своё покровительство Адаму и его потомкам, даровал ему прощение , вызывали особое внимание исламских богословов. Этот мотив был созвучен с проблемой предопределения ( кадар ) .