Interested Article - Пиркей авот

Отрывок из манускрипта Пиркей Авот XII века

« Пиркей авот », др.-евр. פרקי אבות ‏‎, pirqey avoth — букв. « Главы отцов » (слово «глава» — в смысле «раздел книги»), или просто « Авот » или «Абот» («Отцы») — трактат Мишны из раздела « Незикин » («Ущербы»). Трактат представляет собой сборник изречений и афоризмов религиозно-нравственного содержания, характеризующих мировоззрение авторов Мишны . Трактат уникален тем, что, в отличие от других трактатов Талмуда , весь состоит из высказываний морально-этического содержания и практически не содержит галахи (религиозных законов).

Название трактата

Слово «авот», буквально означающее «отцы», часто понимается здесь как именование учёных авторитетов, из высказываний которых и состоит трактат. Однако это слово в талмудической литературе обычно не используется в качестве почётного обозначения раввинов; оно, как правило, применяется лишь к библейским патриархам — родоначальникам еврейского народа. С другой стороны, однако, слово «авот» часто употребляется в смысле «основы», «основные категории». Например, этим словом обозначаются основные разновидности запрещённой в субботу работы (אבות מלאכות — «отцы работ») и основные способы причинения вреда (אבות נזיקים — «отцы повреждений»). Руководствуясь таким пониманием, Менахем бен Шломо Меири в своем введении к трактату объясняет его название тем, что здесь содержатся «отцы основ» (אבות היסוד) всей существующей мудрости.

Предмет рассмотрения

Признание морально-этических высказываний в качестве основополагающих вытекает из того уважения, с которым относятся к ним Библия и Талмуд . «Люби ближнего твоего, как самого себя», — гласит Моисеев закон ( Лев. ). Талмуд ( Шаббат , 31а) приводит слова Гиллеля : «то, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора . Остальное — комментарии. Иди и учись». Существует высказывание мудрецов: «Нравственность (буквально — „путь земли“) предшествует Торе» ( Мидраш «Ваикра Рабба», 9:3). Признание царя Соломона автором философско-этических трактатов ( книга Притчей Соломоновых , книга Екклесиаста , книга Премудрости Соломона ) и включение их в библейский канон также свидетельствует о том, что евреи того времени придавали большое значение вопросам морали и этики.

Первые главы трактата «Авот» прослеживают непрерывность передачи традиций от откровения на горе Синай вплоть до эпохи таннаев , и таким образом обосновывают авторитет Мишны. Законоучители, начиная с членов Великого Собрания , сохранившие и передавшие далее эту традицию, перечисляются в хронологическом порядке. Наряду с указанием, чьим учеником был данный законоучитель, в трактате приводится его программное высказывание, формулирующее основополагающий принцип или идею, с которой он обратился к своему поколению. В совокупности эти принципы легли в основу фарисейских и таннайских школ и таким образом стали ядром мировоззрения и этики иудаизма. В известной мере «Пиркей авот» представляет собой продолжение литературы мудрости ( книг Соломона и Премудрости бен-Сиры ), однако резко отличается от них своим религиозным характером и духовным осмыслением действительности.

Содержание

Трактат «Авот» в Мишне состоит из 5 глав и 98 параграфов. Он содержит высказывания мудрецов эпохи Мишны от Симона Праведного до Гамлиэля III , сына составителя Мишны Иехуды ха-Наси , за период от начала III в. до н. э. до начала III в. н. э. Последние три параграфа представляют собой позднейшее добавление, также в большинстве изданий трактата в него добавляется ещё одна глава — «Приобретение Торы» (קניין תורה — Киньян Тора ). Она представляет собой восьмую главу трактата «Калла» (כלה — «Невеста»), одного из так называемых малых трактатов Талмуда, и посвящена не морально-этическим вопросам, а изучению Торы. Трактат «Авот» по древнему (известному с эпохи гаонов ) обычаю изучается евреями в период между праздниками Песах и Шавуот , каждую субботу по одной главе; глава «Киньян Тора» таким образом дополняет количество глав трактата до необходимых шести и читается перед праздником Шавуот — праздником Дарования Торы. Название «Пиркей авот» применяется именно к составному тексту из шести глав.

  • Глава первая построена по хронологическому принципу, она рассматривает непрерывную передачу Устного закона от Моисея , то есть от момента дарования Торы, до Гиллеля и Шаммая . Цепочка руководителей Синедриона прослеживается вплоть до раббана Шимона бен Гамлиеля из Явне (отца рабби Иехуды ха-Наси), жившего во II в. н. э.
  • Глава вторая начинается с высказываний рабби Иехуды ха-Наси и его сына раббана Гамлиэля. С середины второй главы редактор возвращается к Гиллелю, ученику Гиллеля — рабби Иоханану бен Заккаю , и далее к ученикам Иоханана бен Заккая, жившим в I—II вв. н. э.
  • Главы третья и четвёртая содержат высказывания законоучителей, живших в конце эпохи Второго Храма и после его разрушения, вплоть до конца эпохи Мишны, без чёткого хронологического порядка.
  • Глава пятая содержит анонимные изречения, структурированные в форме нумерованных списков, например, «Семь качеств у неуча и семь — у ученого…» (5:7).

Порядок передачи Торы

В первой главе «Пиркей Авот» приводится цепочка передачи знания от момента получения Торы на горе Синай до того времени, когда была записана Мишна.

  • Моисей
  • Иисус Навин
  • Старейшины. Эпоха старейшин или судей (XIII—XI вв. до н. э., по традиционной еврейской хронологии — до IX в. до н. э.) начинается с Гофониила ( Суд. ) и завершается священником Илием ( 1Цар. ).
  • Пророки. Эпоха пророков (XI—IV вв. до н. э., по еврейской хронологии — IX—IV в. до н. э.), начиная с Самуила и кончая Аггеем , Захарией и Малахией .
  • Мудрецы Великого собрания. Великое собрание ученых, согласно еврейской хронологии, было основано в IV в. до н. э. после возвращения евреев в Израиль из вавилонского изгнания. В него вошли последние из пророков, духовные наставники народа и законоучители.
  • Симон Праведный (III в. до н. э.)— последний из мудрецов Великого собрания. Занимал пост первосвященника.
  • Антигон Сохейский (III вв. до н. э.).
  • Иосе бен Иоэзер из Цереды и Иосе бен Иоханан из Иерусалима, II в. до н. э.
  • и Ниттай из Арбеля, II в. до н. э.
  • Иехуда бен Табай и Шимон бен Шетах, II—I в. до н. э.
  • Шемая и Абталион , I в. до н. э.
  • Гиллель и Шаммай , I в. до н. э. — I в. н. э.
  • Гамлиэль ха-Закен (Гамалиил Старший) — внук Гиллеля, I в. н. э.
  • Раббан Шимон бен Гамлиэль ха-Закен — сын раббана Гамлиэля ха-Закена, I в. н. э.
  • Раббан Шимон бен Гамлиэль II — внук Шимона сына рабана Гамлиеля ха-Закена и отец Раби Йегуды ха-Наси, II век н. э..
  • Рабби Иехуда ха-Наси — президент Синедриона и составитель Мишны.

Известные изречения

В трактате «Авот» в краткой форме изложены основные положения иудаизма, поучения философского и этического содержания.

О любви к ближнему

  • На трёх вещах стоит мир: на Торе, на богослужении (в оригинале — многозначное слово עבודה, которое означает также «работа», «труд») и на благотворительности (1:2).
  • Да будет дом твой открыт на все стороны, и да будут нищие (עניים) домочадцы твои (можно понимать двояко: пусть члены твоей семьи будут смиренными, или пусть бедняки будут постоянными гостями в твоём доме, 1:5).
  • Принимай всякого человека с приветливым лицом (1:15).
  • Он сказал им: пойдите посмотрите, каков добрый путь, которого человек должен держаться? Рабби Элиезер говорит: щедрость (букв. «добрый глаз»); рабби Иехошуа говорит: добрый товарищ; рабби Иосе говорит: добрый сосед; рабби Шимон говорит: предвидеть последствия; рабби Элазар говорит: доброе сердце. Он сказал им: мне кажутся слова Элазара сына Арахова правильнее ваших слов, ибо в его словах заключаются ваши слова (2:9).

Об уважении к правам другого человека

  • Да будет честь ближнего твоего дорога тебе, как твоя собственная (2:10).
  • Злой глаз, злые наклонности (יצר הרע) и человеконенавистничество изводят человека из мира (2:11).
  • Да будет имущество ближнего твоего тебе так же дорого, как твоё собственное (2:12).
  • Кто в почёте? тот, кто почитает людей (4:1).

О сохранении собственного достоинства

  • Если не я для себя, кто для меня? Если я [только] для себя, что я? (1:14).
  • Каков прямой путь, чтобы избрал его себе человек? — тот, что доставляет честь придерживающемуся его, — честь от людей (2:1).
  • И там, где нет людей, старайся быть человеком (2:5).
  • Кто приобрёл себе доброе имя, приобрёл для себя (2:7).
  • Не будь нечестивым перед самим собой (2:13).

О стремлении к миру

  • Люби мир и преследуй мир (то есть мирные цели), люби людей и приближай их к Торе (1:12).
  • Больше благотворительности — больше мира (2:7).

Об уходе от греха

  • Делайте ограду Торе (1:1).
  • Удаляйся от дурного соседа, не присоединяйся к нечестивому, и не теряй из виду наказания (1:7).
  • Сопоставляй убыток, который ты получишь от исполнения заповеди, с ожидающей тебя наградой за неё, и прибыль, которую ты получишь от греха, с ожидающим тебя за него наказанием. Имей в виду три вещи, и ты не впадёшь в грех: знай, что над тобой: око видящее и ухо слышащее, и что все дела твои записываются в книгу (2:1).

О скромности

  • Люби работу, ненавидь господство и не ищи известности у властей (1:10).
  • Ищущий имени лишится имени (1:13).
  • Не отделяйся от общества, и не верь себе до дня смерти твоей (2:4).
  • Прибавляющий плоти прибавляет тлен; умножающий имущество умножает заботу; умножающий жён умножает ворожбу; умножающий рабынь умножает разврат; умножающий рабов умножает хищения (2:7).
  • Если ты выучил много Торы, не хвались, ибо для этого ты создан (2:8).
  • Все дела твои да будут во имя Неба (2:12).
  • Кто богат? тот, кто довольствуется долей своей (4:1).

О труде

  • Изучение Торы хорошо в соединении с мирской деятельностью (דרך ארץ), ибо занятие обеими заставляет забывать грех; а всякое изучение, несопряжённое с работой, в конце концов подвергнется пренебрежению и повлечёт грех (2:2).
  • Ограничивай дела свои и занимайся Торой; будь смиренен душой перед всяким (4:10).
  • Если нет муки́ — нет Торы, а если нет Торы — нет муки́ (3:17).

Об осторожности в словах

  • Все дни мои я рос среди учёных и не нашёл ничего лучшего для человека, чем молчание;… многословие влечёт грех (1:17).
  • Не разговаривай много с женой — разумели собственную жену, тем более это применимо относительно чужой жены (1:5).
  • Учёные! будьте осторожны в словах своих, ибо вы можете навлечь на себя изгнание и будете изгнаны в местность, имеющую дурную воду, и ученики ваши, которые последуют за вами, будут пить её и умрут, и таким образом Имя будет осквернено (1:11).
  • Говори мало и делай много (1:15).
  • Не говори такого, чего слушать нельзя, так как оно когда-нибудь будет услышано (можно понимать также: не говори такого, чего понять нельзя, в надежде, что оно когда-нибудь будет понято, то есть: выражайся ясно; 2:4).

О необходимости действовать

  • Если не теперь, когда же? (1:14)
  • Не изучение главное, а исполнение (1:17).
  • Не говори «когда удосужусь, выучу», ибо, может быть, ты [никогда] не удосужишься (2:4).
  • День короток, работа велика, работники ленивы, плата велика, и Хозяин торопит (2:15).
  • На тебе не лежит обязанность кончить работу, но ты не волен освободиться от неё (2:16).

О награде

  • Не будьте как рабы, служащие господину с мыслью получить паёк, но будьте как рабы, служащие господину без мысли получить паёк, и да будет страх Неба на вас (1:3).
  • Будь внимателен к лёгкой заповеди (מצוה), как к важной, ибо ты не знаешь награды, полагающейся за те или другие заповеди (2:1).

О наказании

  • Кто извлекает пользу из венца, погибнет (1:13).
  • Он же, увидев череп, плывший по воде, сказал ему: за то, что ты утопил, тебя утопили, но и утопившие тебя будут утоплены (2:6).

Об осторожности в суждениях

  • Суди всякого в благоприятную сторону (1:6).
  • Не суди ближнего своего, пока не будешь в его положении (2:4).

О судопроизводстве

  • Когда тяжущиеся стоят перед тобою, да будут они в глазах твоих как неправые, а когда ушли от тебя, да будут они в глазах твоих как правые, когда приняли на себя приговор (1:8).
  • Побольше расспрашивай свидетелей и будь осторожен в словах своих, дабы из них не научились они показывать ложное (1:9).
  • Кто избегает суда, тот избавляет себя от вражды, хищения, ложной клятвы (4:7).
  • Не суди единолично, ибо единолично судит только Единый (4:8).

Об отношении к власти

  • Все работающие для общества должны работать во имя Неба (то есть бескорыстно), ибо заслуги предков помогают им и праведность предков стоит вечно; вам же я дам великую мзду, как если бы вы работали (2:2).
  • Будьте осторожны с властями, ибо они приближают человека только для собственной нужды; они принимают вид друзей, когда им это выгодно, но не заступаются за человека во время стеснения его (2:3).
  • Молись о благополучии правительства, ибо, если бы не страх перед ним, один другого поглотил бы живьём (3:2).

Религиозные воззрения

  • Твори Его волю, как свою волю, дабы Он творил твою волю, как свою; подави свою волю пред Его волей, дабы Он подавил волю других пред твоей волей (2:4).
  • Обращай внимание (буквально «будь осторожен») на чтение Шма и тефиллы (2:13).
  • Всё предвидено, и свобода дана, мир судится добром; принимается во внимание большинство поступков (3:15).
  • Всё дано на поруки, и сеть распространена на всё живущее; лавка открыта, продавец даёт в долг, пинакс (πίναξ — дощечка для записей) открыт, рука записывает, кто хочет занять — приходит и занимает, сборщики обходят постоянно каждый день и получают с человека с ведома и без ведома его, и есть у них доказательства, суд — истинен, и всё готово для трапезы (3:16).

Обычаи, связанные с чтением «Пиркей авот»

По крайней мере со времён Саадии Гаона (X век) было принято изучать по одной главе трактата в неделю в каждую субботу между праздниками Песах и Шавуот. В общинах ашкеназских евреев изучение трактата обычно повторяется в течение всего лета, до праздника Рош ха-Шана , причём в последние две-три недели изучают по две главы трактата, чтобы закончить последний цикл точно перед праздником. Поэтому трактат включён во многие молитвенники перед или после субботней Минхи . Чтение «Пиркей Авот» в послеполуденные часы в субботу связывается с памятью о Моисее, умершем в субботу перед заходом солнца. Возникновение этого обычая также, возможно, объясняется тем, что «Пиркей авот», в котором упор делается на непрерывность традиции Устного закона со времени Моше, был своего рода полемическим ответом караимам , отвергавшим Устный Закон.

Перед началом чтения очередной главы произносят цитату из трактата Санхедрин (10:1): «Весь Израиль имеет удел в будущем мире, ибо сказано ( Ис. ): "И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему"».

По окончании чтения главы произносят цитату из трактата Макот (3:16): «Раби Ханания бен Акашья говорит: «Святой, благословен Он, захотел сделать Израиля праведным; поэтому Он дал ему множество учений и заповедей, как сказано ( Ис. ): "Господу угодно было, ради праведности его, увеличить и расширить Тору"» ( синодальный перевод : «Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон»).

Примечания

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  • от 21 мая 2011 на Wayback Machine
  • от 12 октября 2013 на Wayback Machine
  • от 15 июля 2015 на Wayback Machine
Источник —

Same as Пиркей авот