Interested Article - Дхритараштра

Дхритара́штра ( санскр. धृतराष्ट्र , IAST : dhritarāṣṭra ; «могущественный царь») — слепой царь Кауравов , герой древнеиндийского эпоса « Махабхарата », сын святого отшельника Вьясы и царицы Амбики , вдовы царя Лунной династии Вичитравирьи . Дхритараштра представляет собой крайний случай нерешительного чадолюбивого старого царя, неспособного обуздать злонамеренного сына.

Повествование

Когда молодой царь Вичитравирья умер, его вдовы, царицы Амбика и Амбалика , оставались бездетными. Чтобы род Кауравов не пресёкся, мать Вичитравирьи, старая царица Сатьявати , вызвала своего внебрачного сына, святого отшельника Вьясу, для произведения потомства Амбикой и Амбаликой от деверя по обычаю нийога.

Когда страшный лесной аскет, отличавшийся рыжей бородой и отвратительным запахом, вошёл в спальню к юной царице, она от ужаса закрыла глаза, и по проклятию гневного отшельника её сын Дхритараштра, «мощью равный десяти тысячам слонов», родился слепым. Младшая царица Амбалика родила от Вьясы младшего принца Панду , которого помазали на царство из-за слепоты Дхритараштры. Дядя Дхритараштры, могучий Бхишма , бывший регентом при малолетних царевичах, высватал ему принцессу Гандхари. Праведная Гандхари навсегда надела на глаза повязку, чтобы ничем не превосходить своего слепого мужа. По обещанию Шивы и при посредничестве Вьясы у Гандхари и Дхритараштры чудесным образом родились сто сыновей (братья- Кауравы ) и одна дочь.

Первенец и любимец Дхритараштры Дурьодхана родился при неблагоприятных знамениях: шакалы и другие страшные хищники подняли вой, и мудрецы сказали Дхритараштре: «Очевидно, этот твой сын будет истребителем рода. Спокойствие может наступить только при его удалении; если же ты его вырастишь, случится великое бедствие». Слабовольный Дхритараштра не последовал совету мудрецов и родичей (ср. с Приамом , который из-за страшных предзнаменований согласился избавиться от Париса ). После смерти Панду Дхритараштра стал царём, а осиротевшие сыновья Панду (пятеро братьев- Пандавов ) жили при его дворе. Дурьодхана, завистливый и властолюбивый, с юности пытался расправиться с Пандавами. Когда подданные заговорили о помазании старшего Пандавы, благочестивого Юдхиштхиры , на царство, Дурьодхана уговорил отца отправить племянников в ссылку, где организовал поджог их дома. Старый царь оплакивал погибших племянников и их мать Кунти , не зная, что они спаслись. Узнав позже, что племянники живы, Дхритараштра под давлением престарелого Бхишмы и мудрецов выделил им половину царства, невзирая на возражения Дурьодханы и его побратима и советника Карны . Расширяя пределы своей державы, Пандавы достигли невиданного благоденствия и богатства, и Юдхиштхира принял титул царя царей, не переставая проявлять почтение к старому дяде, который заменил им отца. Заболевший от зависти Дурьодхана уговорил слабовольного царя вызвать Юдхиштхиру на игру в кости, чтобы хитростью завладеть царством Пандавов. Слепой царь при каждой ставке спрашивал, кто выиграл, и не мог скрыть радости, что его сыновья одолели его племянников. Проигравшие Пандавы отправились в тринадцатилетнее изгнание, и слепой царь отказался их вернуть, несмотря на уговоры мудрых советников. По истечении срока изгнания Пандавов Дурьодхана не вернул им царства, а Дхритараштра не стал перечить своенравному наследнику. Так Пандавы и Кауравы сошлись в страшной восемнадцатидневной битве на Курукшетре , и Пандавы победили, вернув себе царство. Несчастный Дхритараштра потерял всех сыновей, внуков, шурьев, зятя и племянников жены, и доживал при дворе победоносных Пандавов. Царь справедливости Юдхиштхира неизменно проявлял почтительность и заботу о слепом царе и старой царице, но неистовый Бхимасена не мог простить Дхритараштре того, что он попускал проискам Дурьодханы. Огорчённый оскорблениями Бхимасены и постоянно мучимый раскаянием за ужасную распрю, которую он не предотвратил, Дхритараштра в сопровождении Гандхари удалился отшельником в лес, где престарелая чета вскоре погибла в лесном пожаре.

Трагический образ

Дхритараштра представляет один из наиболее ярких и трагических образов в галерее старых правителей и слабовольных отцов, чья репутация страдает из-за недостойных сыновей, который оказывается вовлечён в неприглядные интриги сыновей и племянников, оказывается жертвой манипуляций родичей или сам враждует со своими племянниками.

Литература

  • Махабхарата. Книга первая Адипарва. Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. М.-Л., 1950.
  • Махабхарата. Книга вторая Сабхапарва (Книга о Собрании). Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. М.-Л., 1962.
  • Махабхарата. Книга пятая Удьйогапарва (Книга о старании). Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. Л., 1976.
  • Махабхарата. Книга седьмая Дронапарва (Книга о Дроне). Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. СПб., 1992.
  • Махабхарата. Книга четырнадцатая Ашвамедхикапарва (Книга об жертвоприношении коня). Пер. с санскр. и коммент. Я. В. Василькова и С. Л. Невелевой. СПб., 2003.
  • Махабхарата. Книга пятнадцатая Ашрамавасикапарва (Книга о жизни в обители). Пер. с санскр. и коммент. С. Л. Невелевой и Я. В. Василькова. СПб., 2005.
  • Ибрагимов А. Р. Старый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe. Монреаль, AGC. 2016. ISBN 978-1-5337-3029-9 .
  • Brokington J. The Sanskrit Epics. Leiden-Boston, 1998
Источник —

Same as Дхритараштра