Исхак ибн Хунайн
- 1 year ago
- 0
- 0
Ибн Исха́к ( араб. ابن إسحاق ; 704 , Медина — 768 или 767 , Багдад ) — арабский историк, автор самой ранней биографии Мухаммеда , дошедшей до наших дней .
Его полное имя: Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак ибн Ясар ибн Хияр аль-Мадани ( араб. أبو بكر محمد بن اسحاق بن يسار بن خيار المدني ). Родился в Медине в 704 году. Его дед Ясар, который был христианином, стал одним из первых военнопленных из Ирака , которых привезли в Медину (согласно Мусабу аз-Зубайри). После принятия ислама он стал вольноотпущенником ( мавла ) Кайса ибн Махрамы. В детстве Ибн Исхак виделся со сподвижником Мухаммеда Анасом ибн Маликом .
Ибн Исхак собирал предания о жизни и военных походах Мухаммеда со слов мусульман, христиан и иудеев Медины . Из-за неприятностей, которые его постигли в этом городе, в 733 году Ибн Исхак переселился в Египет , в 737 году посетил Александрию , затем побывал в Куфе , Рее и Хире , где виделся с Абу Джафаром аль-Мансуром ( аббасидский халиф в 754—775 годах), который предложил ему составить жизнеописание Мухаммеда . С 749 года проживал в Багдаде , где и был завершён этот труд .
Ибн Исхак умер в Багдаде и был похоронен на кладбище . В определении даты его смерти есть разногласия: он умер либо в 150 году по хиджре (767 год; Амр ибн Али, Ибрахим Нафтавейхи и др.), либо в 151 г. х. (768 год; аль-Хайсам ибн Ади, Ахмад ибн Халид аль-Вахби и др.), либо в 153 г. х. (770 год; Али ибн аль-Мадини , Яхья ибн Маин , Закрие ас-Саджи) . БСЭ и Советская историческая энциклопедия определяют дату смерти 767—768 годами .
Magnum opus Ибн Исхака под названием « Сира расул Аллах» («Житие посланника Аллаха », араб. سيرة رسول الله ), который является ценным источником по истории раннего ислама , был завершён в Багдаде и дошёл в редакции Ибн Хишама (ум. в 834) .
Ибн Исхак передавал хадисы со слов многих мухаддисов и улемов того времени, среди них: его отец Исхак ибн Йасар, его дядя Муса ибн Йасар, Абан ибн Усман ибн Аффан , Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тайми, Абу Джафар Мухаммад аль-Бакир, , Ибн Шихаб аз-Зухри , Икрима ибн Халид аль-Махзуми и мн. др. От него передавали хадисы , Шу’ба ибн аль-Хаджжадж , Суфьян ас-Саури , , Суфьян ибн Уяйна и др.
Он стал одним из первых, кто поведал миру трагическую историю Асмы бинт Марван .
Большинство традиционалистов II—III веков по хиджре считало Ибн Исхака надёжным передатчиком хадисов и особенно преданий о военных походах арабов в первые десятилетия хиджры. С похвалой о нём отзывались Ибн Шихаб аз-Зухри, Суфьян ибн Уяйна, Шу’ба ибн аль-Хаджжадж, Ахмад ибн Ханбаль и Яхья ибн Маин. Подытоживая мнения предшественников, Ибн Халликан писал: «Большинство учёных считало его в области хадиса надёжным; что же касается походов и жизнеописаний, то нельзя не сказать, что в этой области он стоит впереди всех» . Али ибн аль-Мадини передал от Суфьяна ас-Саури , что аз-Зухри говорил: «Не перестанет быть знание в Медине, пока в ней есть он», подразумевая Ибн Исхака .
Были же и те, кто придерживался относительно Ибн Исхака противоположного мнения. Его обвиняли в том, что он был шиитом и кадаритом ; из-за того, что он соединял в один рассказ одинаковые по содержанию хадисы различных передатчиков, его иснады не были безукоризненными; передавал со слов неизвестных ( маджхуль ) лиц, ссылался на тех, кого не видел и не слышал без упоминания промежуточного передатчика (то есть совершал тадлис ), передавал хадисы со слов женщины, посещать которую не имел права и со слов потомков евреев, принявших ислам. Автор « Фихриста » обвинял его сообщении стихов в биографиях и ошибках в родословных. Во главе его критиков стоял основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас . Это стало следствием недоброжелательных высказываний Ибн Исхака о познаниях Малика в области хадисов. Впоследствии Ибн Исхак и Малик помирились .