Картина была заказана Босху по
обету
. Написанная на доске картина принадлежит к серии произведений, ставящих своей целью дать примеры религиозного
благочестия
. Такие примеры заимствовались из жизни святых,
Христа
и, в особенности, эпизодов его
Страстей
. Художник следовал уже существовавшим образцам подобных картин, восходящих к типу композиций, распространённых в Северной Европе с начала XV века. В религиозной живописи Босха слышны отзвуки искусства
Хуго ван дер Гуса
,
Дирка Баутса
,
Рогира ван дер Вейдена
и
Яна ван Эйка
,
Робера Кампена
,
Ханса Мемлинга
. Традиционно изображаемому на заднем плане
Иерусалиму
Босх придал уютный облик обычного нидерландского городка, вырисовывающегося в лиловато-серой пелене — может быть, это его родной
Хертогенбос
. Костюм заказчика, столь бесцеремонно «вторгшегося» в сцену традиционной
иконографии
, напоминает
miparti
— модный в XV в. двухцветный наряд.
Литература
Тревин Коплстоун
. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
Девитини А.
Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
Баттилотти Д.
Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
Вальтер Бозинг.
Босх: Пер. с нем./В.Бозинг — М: Арт-Родник, 2001.
История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
Фомин Г. И.
Иероним Босх. М., 1974
Ш. де Тольнай
. Босх. М., 1992
Г. Мартин
. Босх. М., 1992
К. С. Егорова
. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе
. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998