В 1901—1903 годах жил в Берлине, вёл класс композиции в
Консерватории Штерна
. В 1903 году вернулся в Вену, где работал преподавателем в одной из музыкальных школ.
Первым публично исполненным сочинением композитора был созданный в 1897 году Струнный квартет D-dur (без обозначения опуса), прозвучавший в венском Музикферейне 20 декабря 1898 года. Двадцатилетним молодым человеком Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца
XIX века
, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «
Просветлённая ночь
», ор. 4 (
1899
).
Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), Первом струнном квартете (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как
Густав Малер
и
Рихард Штраус
. С 1904 года он начинает частное преподавание
гармонии
,
контрапункта
и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его Первая камерная симфония (1906).
Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника
Рихарда Герстля
. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герстль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest dich wieder zu einen Weinenbaum an») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — Второй струнный квартет, ор.10 (1907—1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи
Штефана Георге
. В «
Пяти пьесах для оркестра
» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение — метод
(
).
Летом 1910 года Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи
Альбера Жиро
, используя технику
Sprechstimme
— вокальной рецитации, средней между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в
Берлине
в среде
экспрессионистов
, её исполняли на собраниях литературного «
Нового клуба
».
В начале 1920-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «
додекафония
», впервые пробуя его в своей Серенаде ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.
Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 1930-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере
Sprechgesang
, роль Аарона поручена тенору.
Одновременно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью.
В честь Шёнберга назван
на
Меркурии
. Изображен на австрийской почтовой марке 1974 года.
Интересные факты
Арнольд Шёнберг страдал
трискаидекафобией
. Именно поэтому последняя его опера носит название «Моисей и Арон» («Moses und Aron») вместо корректного «Моисей и Аарон» («Moses und Aaron»): число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился 13-го числа, что всю жизнь считал дурным предзнаменованием, и 13-го же числа умер. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13 и боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Согласно легенде, в последний день жизни
13 июля
1951 года
он весь день пролежал в постели, предчувствуя приближающуюся смерть. Жена композитора пыталась уговорить его встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг скончался в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.
В 1898 году Шёнберг перешёл в протестантство. В 1933 году прошёл в синагоге в
Париже
обряд возвращения в иудаизм
.
С началом Первой мировой войны писал в письме к Альме Малер-Верфель: «
У меня открылись глаза на то, почему у меня всегда было столько чувств против иностранцев. Мои друзья знают, я им это часто говорил: я никогда не мог найти ничего хорошего в иностранной музыке. Она всегда казалась мне выдохшейся, пустой, отвратительно слащавой, изолгавшейся и неумелой. Без исключения. Теперь я знаю, кто такие французы, англичане, русские, бельгийцы, американцы и сербы: черногорцы! Это мне уже давно сказала музыка. Я был удивлён, что не все чувствовали то же, что и я. Эта музыка уже давно была объявлением войны, нападением на Германию. Но теперь наступает время платить по счетам! Теперь мы снова возьмём в рабство всех этих посредственных создателей китча, и они должны будут прославлять немецкий дух и молиться немецкому богу»
.
Семья
Первая жена композитора умерла в октябре 1923 года, а в августе следующего года Шенберг женился на Гертруде Колиш (1898—1967), сестре своего ученика, скрипача
Рудольфа Колиша
. У них было трое детей: Нурия Доротея (род. 1932), Рональд Рудольф (род. 1937) и Лоуренс Адам (род. 1941).
Дочь Нурия Шёнберг была с 1955 года замужем за композитором
Луиджи Ноно
.
Сочинения
2 Gesänge (2 Песни) для баритона и фортепиано, op. 1 (1897—1898)
4 Lieder (4 Песни) для голоса и фортепиано, op. 2 (1899)
6 Lieder (6 Песен) для голоса и фортепиано, op. 3 (1899/1903)
6 Stücke (6 пьес) для мужского хора, op. 35 (1930)
Скрипичный концерт, op. 36 (1934/36)
Четвёртый струнный квартет, op. 37 (1936)
Камерная симфония № 2, op. 38 (1906/39)
«Kol nidre» («Все обеты») для хора и оркестра, op. 39 (1938)
Вариации на «Речитатив» для органа, op. 40 (1941)
«Ода Наполеону» (Ode to Napoleon Buonaparte) для голоса и фортептанного квинтетa, op. 41 (1942)
Фортепианный концерт, op. 42 (1942)
Тема с вариациями для духового оркестра, op. 43a (1943)
Тема с вариациями для симфонического оркестра, op. 43b (1943)
«Прелюдия к Исходу» (Prelude to «Genesis») для хора и оркестра, op. 44 (1945)
Струнное трио, op. 45 (1946)
«Уцелевший из Варшавы» (A Survivor from Warsaw), op. 46 (1947)
Фантазия для скрипки с фортепиано, op. 47 (1949)
3 песни для низкого голоса и фортепиано op. 48 (1933—1943)
3 народные песни для хора, op. 49 (1948)
«Трижды тысяча лет» (Dreimal tausend Jahre) для смешанного хора, op. 50a (1949)
Псалом 130
«De profundis» для смешанного хора, op. 50b (1949—1950)
«Современный псалом» (Modern psalm) для чтеца, смешанного хора и оркестра op. 50c (1950, не закончен)
«Моисей и Аарон» (Moses und Aron). Опера в трёх действиях (1930—1950, не закончена)
«Песни кабаре» (Brettl-Lieder). 8 песен для сопрано и фп. (без опуса)
Музыковедческие работы
Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / Сост., пер., коммент. Н. О. Власовой и О. В. Лосевой. М., 2006.
ISBN 5-85285-838-2
Schoenberg, Arnold.
Structural Functions of Harmony
. (Перевод Леонарда Штайна) New York, London: W. W. Norton and Company. 1954, 1969 (revised).
ISBN 0-393-00478-3
.
Schoenberg, Arnold (translated by Roy E. Carter).
Harmonielehre
(translated title
Theory of Harmony
). Berkeley, Los Angeles: University of California Press. Originally published 1911. Translation based on Third Ed. of 1922, published 1978.
ISBN 0-520-04945-4
.
Schoenberg, Arnold (edited by Leonard Stein).
Style and Idea
. London : London, Faber & Faber 1975.
ISBN 0-520-05294-3
. Some translations by Leo Black; this is an expanded edition of the 1950 Philosophical Library (New York) publication edited by
. The volume carries the note
Several of the essays…were originally written in German and translated by Dika Newlin
in both editions.
Schoenberg, Arnold (edited by Gerald Strang and Leonard Stein).
Fundamentals of Musical Composition
. Belmont Music Publishers
Schoenberg, Arnold.
Die Grundlagen der musikalischen Komposition
. Universal Edition
Schoenberg, Arnold.
Preliminary Exercises in Counterpoint
. Los Angeles: Belmont Music Publishers 2003
Neighbour, Oliver W. 2001. «Schönberg, Arnold (Franz Walter)». The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition, edited by Stanley Sadie and John Tyrrell. London: Macmillan Publishers.
Silverman, Kenneth. 2010. Begin Again: A Biography of John Cage. New York: Alfred A. Knopf, Toronto: Random House. Страница 223.
ISBN 978-1-4000-4437-5
Reprinted, Evanston, IL: Northwestern University Press, 2012.
Горобец С.В
. Александр Зилоти и Арнольд Шёнберг: об исполнении «Пеллиас и Мелизанда» в Петербурге // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 2 (94). – С. 114-118.
Каратыгин В.
, Арнольд Шенберг, «Речь», 1912, № 339, то же, в сб.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, т. 1, Л., 1927.
Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], А. Шёнберг и его «Gurre-Lieder», [Приложение к программе симфонич. концерта 7 XII 1927], Л., 1927, то же, в сб.:
Асафьев Б. В.
, Критические статьи, очерки и рецензии. Из наследия конца десятых — начала тридцатых годов, Л., 1967.
Шнеерсон Г., О музыке живой и мертвой, М., 1960, 1964.
Шнеерсон Г., О письмах Шенберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966.
Холопов Ю., О трёх зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966.
Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969.
Павлишин С. Творчество А.Шёнберга, 1899—1908 гг., в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969.
Павлишин С. «Місячний П’еро» А. Шенберга, К., 1972 (на укр. яз.).
Павлишин С. Арнольд Шёнберг: Монография. — М., 2001. — 477 с.
Лаул Р., О творческом методе А. Шёнберга, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969.
Лаул Р., Кризисные черты в мелодическом мышлении А. Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, М., 1972.
Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970.
Элик М.
, Sprechgesang в «Лунном Пьеро» А. Шёнберга, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971.
Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973.
Шахназарова Н., Об эстетических взглядах Шёнберга, в сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 2, М., 1973.
Шахназарова Н., Арнольд Шёнберг — «Стиль и идея», в кн.: Проблемы музыкальной эстетики, М., 1974.
Auner, Joseph.
A Schoenberg Reader.
Yale University Press. 1993.
ISBN 0-300-09540-6
.
Brand, Julianne; Hailey, Christopher; and Harris, Donald, editors.
The Berg-Schoenberg Correspondence: Selected Letters.
New York, London: W. W. Norton and Company. 1987.
ISBN 0-393-01919-5
.
Shawn, Allen.
Arnold Schoenberg’s Journey.
New York: Farrar Straus and Giroux. 2002.
ISBN 0-374-10590-1
.
Stefan, Paul
. Arnold Schönberg. Wandlung — Legende — Erscheinung — Bedeutung. — Wien/Berlin/Leipzig: Zeitkunst-Verlag; Berlin/Wien/Leipzig: Zsolnay, 1924.
— Bob Fink. Reviews;
ISBN 0-912424-06-0
. One or more chapters deal with modern music, atonality and Schoenberg.
Weiss, Adolph (March-April 1932). «The Lyceum of Schonberg»,
Modern Music
9/3, 99-107
Freitag, Eberhard
. Schönberg. 12. Auflg. Reinbek bei Hamburg 2004.
ISBN 3-499-50202-X
.
Schmid B.
Neues zum
Doktor Faustus
-Streit zwischen Arnold Schönberg und Thomas Mann // Augsburger Jahrbuch für Musikwissenschaft 6 (1989), S. 149—179.