Interested Article - Моисей (опера)

Моисей ( укр. Мойсей ) — опера Мирослава Скорика в двух действиях на либретто Богдана Стельмаха и Мирослава Скорика по одноимённой поэме Ивана Франко . Премьера состоялась 23 июня 2001 года в Львовском оперном театре .

Премьера

Изначально оперу планировалось написать к 100-летию Львовской оперы , которое отмечали в 2000 году . Однако впоследствии премьеру отложили на один год и приурочили к другому событию — визиту Папы Римского Иоанна Павла II на Украину, который проходил 23-27 июня 2001 . В условиях перманентного недостатка государственных средств коллектив львовского театра обратился к Папе за финансовой помощью и получил её, создав таким образом первый на Украине прецедент финансовой поддержки Ватиканом светского события .

Премьерную постановку осуществили режиссёр-постановщик ( Польша ), главную роль исполнил Александр Громыш, дирижировал композитор . Ещё до премьеры были сделаны аудио- и видеозаписи, снят телефильм о том, как создавалась опера, а также выпущен буклет. 23-24 июня Папа проводил богослужение в Киеве и не смог посетить премьеру, но по прибытии во Львов 25 июня понтифик приехал в Львовский оперный театр и поздравил творческий коллектив с постановкой .

Композитор Мирослав Скорик
Композитор Мирослав Скорик

Сам композитор говорил о создании оперы следующее:

Для меня это была большая честь. Написать оперу, тем более с глубокими философскими идеями, на библейской основе, непросто, это действительно огромный труд. Поскольку в целом опера — жанр демократический, то и музыка в ней, несмотря на всё, должна быть интересна слушателю. Поэтому нужно было найти какое-то объединяющее зерно, синтезировать всё. Стиль произведения диктовали сюжет и музыкальные тенденции сегодняшнего дня. Ведь опера создавалась в начале XXI века…

Сюжет

Действующие лица
Моисей бас
Аверин бас
Датан баритон
Поэт баритон
Иегошуа тенор
Лия сопрано
Йохаведда меццо-сопрано
Азазель тенор
Симеон баритон
Пролог

Поэт обращается к родному народу :


Невже задарма стільки серць горіло:

До тебе найсвятішою любов'ю,

Тобі офіруючи душу й тіло?
(укр.)
Неужели даром столько сердец горело:

К тебе святой любовью,
Тебе предлагая душу и тело?

и утверждает:


О ні! Не самі сльози і зітхання

Тобі судились! Вірю в силу духа

І в день воскресний твойого повстання.
(укр.)
О нет! Не только слезы и вздохи

Тебе предназначались! Верю в силу духа
И в день воскресный твоего восстания.

Первое действие

Иегошуа и Лия дивятся песочной избушке, которую построил их малыш. Рожденный в пустыне , он никогда не видел домов.

Сторонники и противники Моисея имеют разногласия относительно целесообразности выбранного им пути поиска обещанного края. Моисей объясняет свою стратегию волей самого Иеговы . Однако Аверин и Датан подстрекают народ к недоверию Моисею, и, наконец, заставляют его отойти в горы. Начинаются церемония поклонения Золотому тельцу .

Второе действие

В отчаянии Моисей обращается к Богу Иеговы за советом. Однако дух Азазель и Йохаведа убеждают Моисея, что Иегова обманул их народ. В свою очередь Иегова, дождавшись такого обвинения уже из уст самого Моисея, поднимает бурю , в которой Моисей погибает. Шокированные смертью Моисея Лия и Иегошуа подстрекают народ вынести Авирону и Датану смертный приговор и продолжить поход по пути, указанному Моисеем.

Эпилог

Поэт обращается к зрителю с утверждением, что верит: его народ и его страна между Бескидами , Кавказом и Чёрным морем достигнет равноправного места в кругу свободных народов.

Музыкальная характеристика

Критики сходятся в том, что опера написана доступным для слушателей, несложным музыкальным языком.

рассматривает это произведение с позиций эстетики эгалитаризма и отмечает, что автор «сознательно отказался от рафинированное-интеллектуальной языка, сформировавшаяся на основе эстетических принципов двадцатого века, сущность которого заключается в непрестанном поиске обновления средств выразительности» и цитирует композитора:

В этой опере я воплотил своё понимание «современности в музыке» не в том смысле, в котором понимают его некоторые коллеги, то есть в обращении к рафинированно-авангардным приёмам выражения (они уже отзвучали несколько десятилетий назад), а в соответствии реальному звуковому миру, в котором мы живем. Ново-романтическое, полное стремления к красоте и чувствительности, искусство всё больше завоёвывает позиции, именно в нём я вижу современность и будущее — не только для профессионалов-музыкантов, а в первую очередь для тех, кто стремится любить музыку.

Н. А. Белик-Золотарёва отмечает доминирование хорового начала, придающее опере черты оратории. Хор при этом олицетворяет ключевые темы-символы оперы .

Музыковед Лидия Мельник отмечает в опере «сплав позднеромантических интонаций, узнаваемых ориентальных мотивов, неповторимой украинской песенности и даже отзвуков бродвейского мюзикла», а также использование традиционных оперных форм — интродукций и лейтмотивов, арии и любовных дуэтов, хора и балета . В других статьях отмечаются также «простые мелодично-ритмические обороты» и «общеизвестные приемы компоновки, опознаваемые в три шага» , черты эпического соцреализма и т. д.

Дальнейшая сценическая судьба

Львовский оперный театр гастролировал с премьерной постановкой оперы на оперном фестивале в Быдгоще , на сцене Варшавского народного театра оперы и балета . В 2006 году по случаю 150-летия Ивана Франко, львовский театр побывал с гастролями в Днепропетровске , Харькове , Симферополе и Севастополе .

Тогда же, в 2006 году «Моисей» был впервые поставлен на сцене Национальной оперы Украины . Режиссёр — Анатолий Соловьяненко, дирижёр — Иван Гамкало, сценография Марии Левитской, хормейстер — Лев Венедиктов, балетмейстер — Анико Рехвиашвили .

В течение последующих лет Моисей ставился на сцене Львовской и Национальной опер, будучи единственным произведением современных украинских авторов в оперном жанре в репертуаре этих театров. По выражению , опера «Моисей» «представляет не только творчество известного композитора Мирослава Скорика, но и те, по разным причинам довольно ограниченные, достижения современных оперных композиторов, воплощение произведений которых в оперных театрах можно пересчитать на пальцах одной руки» .

Литература

  • Кияновська Л. Опера «Мойсей» та її творець [передмова] / Л. Кияновська // Мойсей [ноти]: опера на дві дії, п’ять картин із прологом та епілогом: М. Скорик, клавір / лібрето Б. Стельмаха і М. Скорика за однойменною поемою І. Франка. — К.,2006. — С. 5-11 (укр.)
  • Н. А. Бєлік-Золотарьова. (укр.) // Таврійські студії. Мистецтвознавство : PDF. — 2013. — № 4 .
  • . www.lvivopera.com. Дата обращения: 9 августа 2016.
  • , на которой основано либретто оперы. (укр.)
  • Пашковская, Л.Л. // Культура народов Причерноморья : PDF. — 2010. — Т. 1 , № 196 .

Примечания

  1. Володимир Прохоренко. (укр.) . Газета «Свобода» . www.lvivopera.com (26 июня 2001). Дата обращения: 9 августа 2016. 4 июня 2016 года.
  2. . Дата обращения: 17 июня 2020. 20 июня 2020 года.
  3. . День. Дата обращения: 17 июня 2020. 22 сентября 2020 года.
  4. . Оперна сенсація: мade in Ukraine. Дата обращения: 9 августа 2016. 2 июня 2016 года.
  5. . Дата обращения: 9 августа 2016. Архивировано из 4 августа 2017 года.
  6. Дата обращения: 10 августа 2016. 2 июня 2016 года.
  7. Кияновська, Л. от 30 июня 2016 на Wayback Machine / Л. Кияновська. — С .377-388 (укр.)
  8. Мельник Л., Кияновська Л. Притча про “Мойсея” (укр.) // Політика і культура (ПіК). — 2001. — 3 липня. — С. 52 .
  9. Н. А. Бєлік-Золотарьова. (укр.) // Таврійські студії. Мистецтвознавство : PDF. — 2013. — № 4 . 30 марта 2022 года.
  10. от 3 июня 2016 на Wayback Machine (укр.)
  11. . arhiv.orthodoxy.org.ua. Дата обращения: 10 августа 2016. 7 мая 2016 года.
  12. . zikua.tv. Дата обращения: 10 августа 2016.
  13. . Україні потрібен свій «Мойсей». Дата обращения: 10 августа 2016. 2 июня 2016 года.
  14. . opera.com.ua. Дата обращения: 10 августа 2016. 4 июня 2016 года.

Ссылки

  • (укр.)
  • (укр.)
  • (укр.)
Источник —

Same as Моисей (опера)