Портрет Клары Серены Рубенс
- 1 year ago
- 0
- 0
« Триумф Евхаристии » ( нидерл. De triomf van de Eucharistie ) — выдающееся произведение искусства стиля фламандского барокко , серия шпалер , созданная в 1627—1632 годах на Брюссельской шпалерной мануфактуре в мастерской Яна Раеса Второго по картонам (подготовительным эскизам) выдающегося фламандского живописца Питера Пауля Рубенса .
В 1627 году инфанта Изабелла Клара Евгения Испанская, дочь испанского короля Филиппа II , штатгальтера испанских Нидерландов, заказала выдающемуся живописцу Питеру Паулю Рубенсу двадцать один картон для серии шпалер на тему «Триумф Евхаристии» для монастыря кармелиток «Дескальсас Реалес» в Мадриде . Серия включала одиннадцать больших ковров примерно одинаковой высоты, но разной ширины, а также девять меньшего размера.
Шпалеры предназначались для украшения монастырской церкви во время торжественных праздников, таких как «Праздник Пресвятой Евхаристии», или « Праздник Тела и Крови Христовых ». Главным мастером, руководившим работой, был Франс ван ден Хекке. Отдельные ковры создавались на основе слегка изменённых картонов Рубенса. В изготовлении картонов Рубенсу помогали его ученики: Юстус ван Эгмонт, Ян Бокхорст, Якоб Йорданс , Ян Снеллинк , Ян ван ден Хукке. Работа была закончена к 1687 году. По завершении шпалеры были отправлены к испанскому двору в Мадриде .
Серия повторялась несколько раз, не все из шпалер серии сохранились. Часть из них (восемь ковров повторений) принц-епископ Страсбурга Вильгельм Эгон фон Фюрстенберг передал главе Кёльнского собора , предположительно для того, чтобы добиться желаемого избрания архиепископом Кёльна . Первые экземпляры серии остались в Мадриде, там же хранится часть картонов Рубенса, другие находятся в Чикаго и Кембридже . В Кёльне до 1837 года шпалеры были развешены между колонн аркад главного нефа собора. Затем были убраны по неясным причинам. Экспонировались периодически с 1955 года. С 1974 по 1986 год длилась их реставрация. Ныне на праздник Пасхи в нефе помещают восемь больших ковров. Остальное время ради сохранности их хранят в Сокровищнице храма .
Рубенс создавал эскизы для шпалер в три этапа последовательного увеличения размеров и детализации композиции: боццетти , моделли ( итал. modelli — эскизы, наброски) и картоны (в натуральную величину). Эскизы Рубенса «Триумф Евхаристии» являются одними из самых впечатляющих его работ. Ныне семь боццетти находятся в Музее Фицуильяма в Кембридже, шесть — в коллекции музея Прадо в Мадриде, два соединены в панно в картинной галерее дворца Сан-Суси в Потсдаме. Одну модель можно найти в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, другие в Музее искусств округа Лос-Анджелес, Музее Бонна-Элли в Байонне, Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе, Фонде Барнса в Мерионе и Музее Сан-Диего, пять — в Чикагском институте искусств, два — в Музее Бонна-Элли в Байонне, один — в Музее изящных искусств в Турне, остальные в других собраниях, всего более шестидесяти копий и реплик.
Серия включала композиции : «Триумф Церкви над Яростью, Раздором и Ненавистью», «Торжество Божественной любви», «Встреча Авраама и Мелхиседека», «Победа Истины над ересью», «Победа Евхаристии над идолопоклонством» и «Защитники Евхаристии». Иконографическая программа выстроена согласно идеологии католической Контрреформации и постановлениям Тридентского собора : возвышение и укрепление католической церкви, её победа над предрассудками и ересями.
Отдельные композиции представляют сцены из Ветхого Завета, которые интерпретируются в связи с Евхаристией (таинством Святого причастия), на четырёх — изображены аллегории триумфа Церкви, остальные композиции, отражают борьбу за Кёльн и прирейнские земли в XVII веке между протестантами и католиками .
В отличие от обычных «картонов» Рубенс выполнял эскизы на дереве маслом. Они представляют собой типичное произведение стиля фламандского барокко : стремительные движения множества фигур, богатство цвета и света , пышные обрамления с бандельверками , картушами , архитектурными элементами, в том числе каннелированными витыми колоннами, и многое другое. Шпалеры имеют высоту около четырёх метров и ширину от трёх до семи метров каждая. Композиция «Триумф Церкви», вероятно, была одной из центральных, поскольку сохранившаяся шпалера является самой большой и отличается наибольшей сложностью .