Бантке, Самуил Самуилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Самуи́л ( ивр. שְׁמוּאֵל , Шмуэ́ль , «услышал Бог», «выпрошенный у Бога», «имя Божье») — библейский пророк , последний из судей израильских , помазал на царство первого из царей Израиля, Саула . Называется знаменитейшим из судей .
Жизнь Самуила главным образом описана в Первой книге Царств (в еврейской традиции — Первая книга Самуила ).
Родители Самуила — левит Елкана и Анна . Анна долго была бесплодной, переносила много обид от второй жены своего мужа, и очень скорбела. Во время одного из ежегодных посещений Скинии в Силоме Анна молила Бога сжалиться над её печалью и дать ей дитя мужского пола, и дала обет посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем . Илий , первосвященник и судья Израилев , принял её горячую молитву за опьянение. Узнав о горе Анны, Илий благословил её от лица Бога. Вернувшись домой, Анна зачала сына от мужа своего и назвала его Самуил ( ивр. שְׁמוּאֵל , Шмуэ́ль), потому что «от Господа [Бога Саваофа] я испросила его» ( 1Цар. ). Толкования имени Самуила по этому стиху — «услышал Бог», «выпрошенный у Бога»; также существует толкование «имя Божье». Во исполнение обета, как только Анна отняла его от груди, она привезла его в святилище в Силом, где он и провёл всю свою молодость. История чудесного рождения Самуила от страдавшей длительным бесплодием матери характерна для Библии (ср. истории Сарры , Ревекки , Рахили ) .
Самуил воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье И́лии (Эли) моральное состояние до крайности пало; народу пришлось перенести жесточайшее поражение со стороны филистимлян , которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета .
Созвав народ в на торжественное покаяние, Самуил настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Самуилом «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.
Самуил мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние. Не таковы были его сыновья (можно говорить о странной иронии судьбы, что Самуила в этом отношении постигла участь Илия), вследствие чего народ, не доверившись и отвергнув Бога, как своего прямого Правителя и Царя, опасаясь, чтобы после смерти Самуила не водворилось прежнее бесправие и анархия, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя из людей.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. 10 И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, 11 и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; 12 и поставит [их] у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; 13 и дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; 14 и поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмёт, и отдаст слугам своим; 15 и от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмёт десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; 16 и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмёт и употребит на свои дела; 17 от мелкого скота вашего возьмёт десятую часть, и сами вы будете ему рабами; 18 и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.
— 1Цар.
Самуил предостерегал народ от опасностей деспотизма , обычного при монархическом режиме, но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Самуилу: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши» ( 1Цар. ). Тогда Самуил поставил им в цари Саула , сына Кисова. Саул своими поступками принёс Самуилу множество огорчений, так что тот вынужден был ещё при жизни Саула тайно помазать на царство другого царя, Давида . Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств . Предание приписывает ему составление библейской книги Судей .