Источники по истории Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Источники ритуальной нечистоты ( др.-евр. אבות הטומאה , Авот ха-Тума) — согласно еврейскому религиозному законодательству, это порождающие ритуальную нечистоту материальные объекты, при взаимодействии с которыми люди или предметы могут стать ритуально нечистыми. Ритуальная нечистота (Тума) является препятствием для приближения к Святости (Кодеш). Под Святостью, в данном контексте, прежде всего следует понимать посещение Иерусалимского Храма и употребление в пищу мяса жертвенных животных . Даже в то время, когда в Иерусалиме нет отстроенного Храма, остается в силе запрет на пребывание ритуально нечистых людей на месте Храма, то есть на Храмовой горе .
«Источники нечистоты» способны сделать нечистыми только предметы или людей, которые обладают способностью воспринимать ритуальную нечистоту.
Человек, предмет, еда или напиток ставший нечистым в результате взаимодействия с «Источником нечистоты», называется «Первым по нечистоте» (Ришон леТума). В отличие от «Источника нечистоты», «Первый по нечистоте» способен сделать нечистыми только еду или напитки, но не людей и не предметы. В некоторых случаях, например, при прикосновении человека к трупу, прикоснувшийся сам становится «Источником нечистоты» меньшей степени. Тот, кто дотронулся до «Первого по нечистоте», называется «Вторым по нечистоте» (Шени леТума), дотронувшийся до «Второго» — называется «Третьим», дотронувшийся до «Третьего» называется «Четвертым», а все вместе они называются «Порождение нечистоты» (Валад аТума).
Существует одиннадцать категорий «Источников нечистоты» (Авот аТума), указанных в Торе . Количество «Источников нечистоты» в каждой категории неодинаково. Часть из них установлена Торой ( (недоступная ссылка) ) деОрайта]), а часть добавлена мудрецами ( деРабанан]).
Шерец — это мелкое животное, относящегося к одному из восьми нечистых видов, перечисленных в Торе в книге Ваикра 11:29-30 . «Источником нечистоты» в этой категории является труп такого животного или часть трупа размером не меньше, чем чечевичное зерно. Пресмыкающиеся, земноводные и членистоногие других видов после смерти не обладают ритуальной нечистотой, хоть и запрещены в пищу по еврейскому закону. Живые животные никогда не могут быть «Источником нечистоты» и не способны воспринимать ритуальную нечистоту. Нечистота от Шерец передается человеку или предмету при прикосновении. Для очищения дотронувшийся до Шерец должен окунуться в микву и подождать до выхода звёзд.
Невела — это труп или часть трупа млекопитающего животного, обитающего на суше, как дикого, так и домашнего, за исключением кошерного животного , зарезанного в соответствии с правилами Шхиты . Согласно Торе, Невела является «Источником нечистоты» . Минимальный размер части трупа вызывающей нечистоту — «кезайт» («как маслина», ~15-50 см 3 ). Кожа (за некоторыми исключениями), кости, рога, копыта, жилы и кровь животных не являются «Источниками нечистоты». Человек или предмет, прикоснувшийся к Невела, или человек, приподнявший Невела, нечист. Для очищения необходимо пройти погружение в микву и подождать до выхода звёзд.
По постановлению Мудрецов «Источниками нечистоты», входящими в эту категорию, являются также:
«Источники нечистоты» по закону Торы
1. Труп человека и его части
От трупа еврея или от его части нечистота передаётся через прикосновение, поднятие, перемещение или нависание (шатёр). От трупа нееврея нечистота передается только через прикосновение, поднятие или перемещение.
2. Могила (Кевер)
Погребальное сооружение, в котором находятся человеческие останки. Могила передает ритуальную нечистоту людям или предметам при прикосновении снаружи к её крыше или к её стене и при нависании над ней «шатра», если соблюдены следующие условия:
При отсутствии внутри погребального сооружения над останками замкнутого пространства, размер которого больше, чем тефах на тефах и тефах в высоту, нечистота распространяется вверх и вниз строго по вертикали и делает нечистым только то, что находится точно над или точно под останками, но не то, что прикасается сбоку к стене погребального сооружения. Отсутствие такого пространства, влияющего на распространение нечистоты, носит название «Тума рацуца».
3. Человек, ставший нечистым из-за трупа человека или его части.
Нечистота появляется вследствие:
Только еврей может стать нечистым.
4. Предметы, коснувшиеся трупа.
5. Предметы, дотронувшиеся до человека, ставшего нечистым из-за трупа.
6. Человек, дотронувшийся до предметов, коснувшихся трупа.
7. Предметы, коснувшиеся человека, дотронувшегося до предметов, касавшихся трупа.
8. Предметы, дотронувшиеся до предметов, касавшихся трупа.
9. «Шатер», нависавший над трупом.
«Шатёр» под которым располагался труп, может стать «Источником нечистоты» только, если он сделан из кожи, ткани, плетеных волос или деревянных предметов.
Процедура очищения людей и предметов, ставших «Источниками нечистоты» перечисленными в пунктах 3-9 состоит из :
В наше время невозможно очиститься от нечистоты, связанной с Мёртвым, из-за отсутствия пепла красной коровы.
«Источники нечистоты» по постановлению мудрецов.
1.Кость с ячменное зерно (Эцем каСэора) — Отдельная человеческая кость размером «с ячменное зерно» или больше.
Тот, кто прикоснулся к ней или поднял её, нечист семь дней и должен пройти такое же очищение, как и прикоснувшийся к трупу.
2. Земля других народов (Эрэц аАмим) — Земля за границей земли Израиля.
Территория за пределами Израиля нечиста из-за опасения, что в ней находятся разбросанные человеческие останки.
Земля Израиля, на которой более сорока дней жили другие народы, нечиста так же, как и земля за пределами Израиля. Эта нечистота сохраняется до тех пор, пока землю не проверили, так как есть вероятность, что неевреи, проживавшие на ней, похоронили в этой земле плод, появившийся на свет в результате выкидыша.
3. Территория с разбросанными на ней человеческими останками (Бейт аПрас) — Поле, на котором ранее находилось захоронение, а впоследствии место захоронения было перепахано. При этом кости, находившиеся в могиле, оказались перемешаны с землей и разбросаны.
Земля на расстоянии 100 амот (~ 50 метров) от места захоронения, делает нечистым того, кто до неё дотронется и того, кто перенесёт взятый с неё грунт. Ставший нечистым из-за этой земли должен пройти такое же очищение, как дотронувшийся до мёртвого. Постановление о нечистоте этой земли связано с опасением, что в ней находятся человеческие кости.
Эта территория может быть очищена следующими способами:
4. Вытекшая кровь (Дам твуса) — Кровь, вытекшая из тела умирающего, когда он был ещё жив, смешанная с кровью, вытекшей уже после смерти. Минимальный общий объём крови должен быть не меньше, чем «ревиит» (~75-150 см3). Нечист тот, кто прикоснётся к ней, поднимет её, нависнет над ней или будет находится с ней под одной крышей.
5. Шатер, ставший нечистым из-за этой крови.
6. Человек, ставший нечистым из-за первых четырёх «Источников нечистоты» в этом списке.
7. Предмет, прикоснувшийся к человеку, ставшему нечистым из-за первых четырёх «Источников нечистоты» в этом списке.
8. Предмет, ставший нечистым из-за первых четырёх «Источников нечистоты».
9. Человек, прикоснувшийся к предмету, ставшему нечистым из-за первых четырёх «Источников нечистоты».
10. Предмет, прикоснувшийся к человеку, прикоснувшемуся к предмету, ставшему нечистым из-за первых четырёх «Источников нечистоты».
11. Предмет, прикоснувшийся к предмету, ставшему нечистым из-за первых четырёх «Источников нечистоты».
Влажная сперма еврея старше девяти лет является «Источником нечистоты».
Тот, кто прикоснулся к сперме, а также сам человек, у которого произошло семяизвержение, становится нечистым («Первым по нечистоте»). Помимо этого, нечистыми становятся и мужчина, и женщина после интимной близости. Для очищения необходимо окунуться в микву и подождать до выхода звёзд. Женщина может повторно стать нечистой, если в течение последующих трех Онот (день-ночь-день или ночь-день-ночь) сперма, сохранившаяся у неё в организме, вытекла наружу.
Вода с пеплом красной коровы, предназначенная для очищения от нечистоты, возникшей в результате контакта с Мёртвым, является «Источником нечистоты».
Тот, кто дотронулся до любого количества воды очищения, и тот, кто приподнял количество воды, достаточное для окропления, сам становится нечист, при условии, что он сделал это не для того, чтобы очистить других от трупной нечистоты. Ставший нечистым из-за этого «Источника нечистоты» для очищения должен окунуться в микву и подождать до выхода звёзд.
В этой категории есть три «Источника нечистоты»:
1.Красная корова.
Нечистыми становятся люди, выполняющие при церемонии жертвоприношения Красной коровы шхиту, бросание кедрового дерева, сжигание коровы, сбор её пепла и другие действия .
2.Быки и козлы, приносимые в грехоочистительную жертву,
Это относится только к таким видам грехоочистительных жертв, при совершении которых кровь животных вносят в Святилище. Нечистыми становятся люди, переносящие туши быков или козлов, к месту сжигания, и те люди, которые их сжигают.
3.Козел, отправляемый в пустыню в Йом-Кипур.
Нечистым становится человек, отводящий козла в пустыню.
Сами по себе все эти жертвенные животные чисты и тот, кто не совершает перечисленные выше действия, остается чист при прикосновении к ним. Для очищения от этого вида нечистоты необходимо окунуться в микву и подождать до выхода звёзд.
Зав (Страдающий истечением) — мужчина, нечистый из-за истечения видоизмененной семенной жидкости, возникшего непроизвольно и не сопровождающегося сексуальным возбуждением. Причиной этого истечения является заболевание мужской половой системы.
1. Однократное истечение не делает человека Завом и приравнивается к обычному семяизвержению.
2. Тот, у которого в тот же день или на следующий день произошло второе истечение, считается Завом.
Для очищения он должен:
После этого он перестает быть «Источником нечистоты».
3. Если после второго истечения, в тот же день или на следующий день, произошло третье истечение, то помимо перечисленных выше этапов очищения Зав должен принести жертву в Храме.
Согласно закону Торы, «Источниками нечистоты», входящими в эту категорию, являются:
Сам Зав способен сделать нечистым:
«Источники нечистоты» из пунктов 2-5 передают нечистоту:
Сиденье для верховой езды, предмет для сидения или для лежания, ставшие нечистым из-за Зава, делают нечистым:
В дополнение к этому, мудрецы постановили, что тело Зава-еврея, а также тело Завы, Ниды, Роженицы или Прокаженного, с момента смерти и до тех пор, пока оно не разложится, передаёт нечистоту предметам, предназначенным для сидения или лежания, на которых оно сидит или лежит.
Согласно буквальному закону Торы, ритуально нечистыми могут быть только евреи. Но мудрецы постановили, что уровень ритуальной нечистоты неевреев соответствует уровню ритуальной нечистоты евреев страдающих истечением (Зав) . Это правило распространяется на мужчин-неевреев, начиная с возраста девяти лет и одного дня, и на женщин-неевреек, начиная с трех лет и одного дня.
В связи с этим, по постановлению мудрецов «Источниками нечистоты» являются:
Евреи, не сведущие в законах о ритуальной чистоте, также приравниваются к Завам из опасения, что они нечисты.
Нида — женщина, нечистая из-за выделения крови из матки, произошедшего в первые семь дней менструального цикла. Согласно буквальному закону Торы, Нида для очищения должна окунуться в микву в ночь восьмого дня от начала менструации, при условии, что кровотечение прекратилось до этого. Однако, из опасения, что женщина является , а не Нида, в наше время во всем еврейском народе принято, что при любом выделении крови из матки следует отсчитать семь «чистых» дней без выделений и окунуться в микву в ночь восьмого дня. До тех пор, пока Нида не окунулась в микву, она продолжает оставаться «Источником нечистоты».
По закону Торы «Источниками нечистоты», относящимися к категории Нида, являются:
Сама Нида способна сделать нечистым:
Мужчина, вступивший в половую связь с Нидой, способен сделать нечистым:
«Источники нечистоты» из пунктов 3-7 способны сделать нечистым:
Мудрецы добавили следующие «Источники нечистоты» в этой категории:
Зава — женщина, нечистая вследствие выделения крови из матки, произошедшего в те дни месячного цикла, когда она не ожидает наступления менструации, а точнее с восьмого до восемнадцатого дня от начала менструации. Кровь, выделившаяся в первые семь дней цикла, делает женщину Нидой, а в последующие одиннадцать дней, делает женщину Завой. Кровь, появившаяся более чем через восемнадцать дней после начала предыдущего кровотечения, считается началом нового периода Ниды .
Очищение Завы от нечистоты: Если кровотечение в период Завы (с восьмого до восемнадцатого дня от начала цикла), продолжалось один или два дня, то для очищения, в первый же день, после того, как выделение крови прекратилось, следует:
Если кровотечение в период Завы продолжалось три дня или больше, то Зава должна:
До тех пор, пока Зава не окунулась в микву, она остаётся «Источником нечистоты». В наше время, из-за того, что женщины могут по ошибке перепутать кровотечение в период Зава с кровотечением в период Нида, чтобы избежать сомнений, во всех еврейских общинах принято при любом выделении крови из матки отсчитывать семь «чистых» дней и окунаться в микву в ночь восьмого дня.
«Источниками нечистоты» в категории Зава являются:
Сама Зава и другие «Источники нечистоты», входящие в эту категорию, способны передавать нечистоту теми же способами, что и соответствующие им «Источники нечистоты» из категории .
Роженица (Йоледет) — женщина, ставшая нечистой вследствие рождения ребёнка или в результате выкидыша, произошедшего на сроке беременности больше, чем сорок дней, даже если при этом не было видно выделения крови. Согласно Торе, для очищения женщина должна окунуться в микву через 7 дней после рождения мальчика или через 14 дней после рождения девочки. Кровь, выделяющаяся у Роженицы в последующие 33 дня после рождения мальчика или 66 дней после рождения девочки, является ритуально чистой. Но, из-за опасения, что кровотечение, вызванное родами, совпало с кровотечением , в наше время в еврейском народе принято, что роженица окунается в микву только после того, как она отсчитает семь «чистых» дней без выделений. До тех пор, пока Роженица не окунулась в микву, она остаётся «Источником нечистоты». После погружения в микву и до сорокового дня после рождения мальчика или до восьмидесятого дня после рождения девочки, женщина имеет статус «окунувшегося в этот день» (твуль йом). По истечении этого срока она должна подождать до выхода звёзд. Во времена Храма, на следующий день, то есть в сорок первый день от рождения мальчика или восемьдесят первый день от рождения девочки, она должна принести жертвы в Храме. Если Роженица не принесла их вовремя, то делает это позже.
Согласно закону Торы, «Источниками нечистоты», относящимися к этой категории являются:
Мудрецы добавили в эту категорию следующие «Источники нечистоты»:
Сама Роженица и другие «Источники нечистоты», входящие в эту категорию, способны передавать нечистоту теми же способами, что и соответствующие им «Источники нечистоты» из категории .
Проказа (Цараат) — это заболевание, проявляющееся в появлении пятен на коже человека, на одежде или на домах и имеющее духовную причину. «Источниками нечистоты» в этой категории являются:
1. Сам прокаженный в период заболевания.
Признаком возможного наличия проказы (цараат) у человека является совершенно белое пятно, цвета яичной скорлупы или ещё белее, расположенное на вид ниже поверхности кожи. Изменение на коже должен осмотреть коэн и по дополнительным признакам определить является ли это проказой. Человек становится нечистым только после того, как об этом объявит коэн. Проказа может быть только у евреев. Нечистота от прокаженного передается при:
Прокаженному запрещено заходить в города, окруженные стенами, в том числе в освященный Иерусалим.
2. Прокаженный после излечения, в семь дней очищения.
После исцеления прокаженный должен пройти процедуру очищения с двумя птицами, ветвью кедра, эзовом и червленой шерстью, описанную в книге Ваикра, гл.14. Затем ему сбривают все волосы на теле, прокаженный окунается в микву и отсчитывает семь дней. В эти семь дней он остается «Источником нечистоты» меньшей степени и передает нечистоту только при прикосновении. В седьмой день ему ещё раз сбривают все волосы, он окунается в микву и ждет до выхода звезд. На восьмой день он ещё раз погружается в микву, расположенную в Женском дворе , и приносит жертвы в Храме.
3. Одежда, пораженная проказой.
Проказа может появиться только на неокрашенной шерстяной или льняной одежде, а также на предметах из кожи. Могут быть поражены только вещи, принадлежащие еврею. Признак проказы — пятно темно-зелёного или ярко-красного цвета.
4. Дом, пораженный проказой.
Проказа может появиться только на доме, принадлежащем еврею и находящемся на территории Израиля, но не в Иерусалиме. Признак проказы — пятно темно-зелёного или ярко-красного цвета. Дом становится нечист только после того, как это объявит коэн. Нечистота передается как при прикосновении к целому дому, так и при прикосновении или поднятии удаленных пораженных камней и обломков, оставшихся после разрушения нечистого дома. Занесение нечистых обломков в чистый дом делает нечистыми находящихся там людей и предметы. И человек, зашедший в пораженный дом, становится нечистым.
Дополнительная категория «Источников нечистоты», установленная мудрецами:
«Источниками нечистоты» по постановлению Мудрецов являются:
1. Идол. Только в том случае, если это целый идол. Нечист человек, дотронувшийся до него.
2. Предметы культа, в том числе культовые сооружения идолопоклонников . «Источниками нечистоты» являются также отдельные части и обломки культовых предметов, камни, деревья и другие материалы, из которых было построено здание для служения идолам. Нечистым становится человек, прикоснувшийся к этим предметам или вошедший в культовое сооружение.
3. Подношения идолу, такие как мясо жертвенных животных, еда, напитки и сосуды . Нечист тот, кто дотронулся до них или приподнял их.
4. Вино, возлитое при служении идолам . Нечист тот, кто дотронулся до него или приподнял его.
Все «Источники нечистоты», перечисленные в этой категории, делают нечистым человека или предмет только, если их размер «как маслина» или больше.
Прикосновение (Мага). Непосредственное соприкосновение поверхности объекта (человека или предмета), воспринимающего нечистоту, с «Источником нечистоты». Глиняные сосуды не становятся нечистыми от прикосновения «Источника нечистоты» к их внешней поверхности. Они могут стать нечистыми, если «Источник нечистоты» попадет в их внутреннее пространство.
Поднятие (Маса). В этот способ передачи входит также Перемещение (Эсэт). Поднятие (Маса) — Приподнимание «Источника нечистоты» за счет физической силы человека, даже без непосредственного контакта. Перемещение (Эсет) — перемещение человеком «Источника нечистоты» без его поднятия. Нечистота передается также при приподнимании или перемещении человека или предмета за счет физической силы «Источника нечистоты» в том случае, когда «Источником нечистоты» является Зав, Зава, Нида или Роженица.
Нависание («Шатёр», Оhель). При пребывании в одном «Шатре», то есть под одной крышей, вместе с «Источником нечистоты» люди и предметы, воспринимающие нечистоту, становятся нечистыми. Нечистоту также вызывает нависание объекта, воспринимающего нечистоту, над «Источником нечистоты» и нависание «Источника нечистоты» над объектом. Таким способом передаётся ритуальная нечистота только от тела умершего еврея и, в некоторых случаях, от части трупа или от целой части тела, отделенной от живого человека. Минимальный размер «Шатра» — тефах на тефах и один тефах в высоту (тефах ~ 7.6-9.6 см.). «Шатёр» не только способствует передаче нечистоты от «Источника нечистоты» к объекту, но и ограничивает дальнейшее распространение нечистоты. Если под «Шатром» нет ограниченного пространства тефах на тефах и тефах в высоту, то трупная нечистота распространяется вертикально вверх и вниз на неограниченное расстояние (Тума рацуца).
Определённые действия. Действия, определяемые Торой, а именно: сжигание красной коровы; сжигание быков и козлов, приносимых в грехоочистительную жертву (Хатат); сопровождение козла, отправляемого в пустыню в Йом-Кипур.
Опирание (Мишкав, Мошав, Миркав). Стояние, сидение, лежание, висение или облокачивание человека, являющегося «Источником нечистоты» (Зав, Зава, Нида, Роженица или Прокаженный), на предмет, предназначенный для лежания (Мишкав) или сидения (Мошав), а также на сиденье, устанавливаемое на животном для верховой езды (Миркав). При этом сам предмет может непосредственно не касаться «Источника нечистоты» и отделяться от него многочисленными промежуточными слоями, в том числе слоями, не принимающими ритуальную нечистоту.
Распространение (Мадаф). Нахождение объекта на человеке, являющемся «Источником нечистоты» типа Зав, Зава, Нида или Роженица, делает объект нечистым по постановлению мудрецов даже без непосредственного контакта с «Источником нечистоты» и даже если объект отделен от нечистого человека множеством промежуточных слоёв.
Приход в дом (Бийа леБайт). Вход пораженного проказой (цараат) в чистый дом или внесение в дом одежды, пораженной проказой делает нечистыми людей и предметы, находящиеся в доме.
Глотание (Блия). Способ передачи нечистоты, характерный только для употребления в пищу умершей кошерной птицы.