Действие диалога происходит в Афинах.
Гермоген
приглашает своего учителя
Сократа
, который проходил рядом, присоединиться к философскому диспуту, посвящённому правильности имён, с
Кратилом
. Таким образом участниками беседы являются три философа — Сократ, Гермоген и Кратил. В диалоге отсутствуют указания на исторические события, которые бы позволили его чётко датировать. Сократ говорит: «
А люди эти —
софисты
, на которых и брат твой,
Каллий
, извёл много денег и слывёт теперь мудрецом. Но поскольку ты не располагаешь отцовским имуществом, тебе остаётся упрашивать и уговаривать брата научить тебя правильному взгляду на эти вещи, который он перенял у
Протагора
»
. В научной литературе существуют по меньшей мере две интерпретации фрагмента. Профессор
считает, что он свидетельствует о том, что отец Гермогена
Гиппоник
жив. Один из богатейших граждан Афин Гиппоник умер в 422/421 году до н. э.
Автор монографии о диалоге «Кратил» Ф. Адемолло подчёркивает, что наследство Гиппоника полностью отошло к брату Гермогена Каллия. Сам же Гермоген не получил ничего. Соответственно фрагмент следует понимать как указание Сократа на этот факт, и, соответственно, датировать действие диалога периодом после смерти Гиппоника
.
Кратил и Гермоген на момент беседы являются молодыми людьми
. Сократ же подчёркивает свой пожилой возраст
. Исходя из дат рождения Сократа (469 год до н. э.) и Кратила с Гермогеном (440-е годы до н. э.) Д. Нейлз считает, что диалог происходит около 422 до н. э.
«Кратила» относят к «средним» диалогам Платона, которые он написал после возвращения в Афины из первого путешествия на Сицилию (389—387/386 годы до н. э.)
.
Композиция диалога
Вступление (383—384e)
I. Критика теории условного происхождения имён, то есть субъективизма в учении о языке (385—391a)
II. Вопрос о правильности имён (391b—427c)
III. Критика релятивизма в учении об именах (428e—438f)
IV. Заключение. Гносеологические выводы из предложенной выше теории имён (438e—440e)
Интерпретация и философское содержание
Влияние и оценки
В «Кратиле» Сократ передаёт основное положение философии
Гераклита
: «
говорит где-то: „всё движется и ничто не остаётся на месте“, а ещё, уподобляя всё сущее течению реки, он говорит, что „дважды тебе не войти в одну и ту же реку“
». Впоследствии обе части утверждения соединили в один фразеологизм «
Всё течёт, всё меняется
», либо «Всё течёт» (
др.-греч.
πάντα ρεῖ
), которых нет ни в одном из приписываемых Гераклиту сохранившихся фрагментов
.
Платон
.
// Собрание сочинений в четырёх томах / Общая редакция А. Ф. Лосева,
В. Ф. Асмуса
, А. А. Τахо-Годи. Автор вступительной статьи и статей в примечаниях
А. Ф. Лосев
. —
М.
: Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 613—681. — (Философское наследие). —
ISBN 5-244-00451-4
.
Реале Дж., Антисери Д.
Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. —
СПб.
: Петрополис, 1997. — 336 с. —
ISBN 88-350-7271-9
.
Ademollo Francesco.
(англ.)
. — Cambridge: Cambridge University Press, 2011. —
ISBN 9780511779022
. —
doi
:
.
.
(англ.)
. — Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, Inc., 2002. — P. 105—106. —
ISBN 0-87220-564-9
.
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — С. 432—433.
Кратил, или О правильности имён (отрывки). Пер. А. И. Доватура. — Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936. — С. 36—57.
Christine J. Thomas (2008). Inquiry Without Names in Plato’s Cratylus. Journal of the History of Philosophy 46(3): pp. 341—364.
Anthony C. Yu. Cratylus and Xunzi on Names. В кн.: Early China/Ancient Greece: Thinking Through Comparisons (Suny Series in Chinese Philosophy and Culture) by Steven Shankman (Editor), Stephen W. Durrant (Editor) State University of New York, 2002. — С. 235—250.
Silverman, A., 2001, «The end of the Cratylus: limning the world», Ancient Philosophy, 21: 1-18.
Simon Keller (2000). An Interpretation of Plato’s Cratylus. Phronesis 45(4): 284—305.
Rachel Barney (1998). Socrates Agonistes: The Case of the Cratylus Etymologies. Oxford Studies in Ancient Philosophy 16: 63—98.
Mackenzie, M. M., 1986, «Putting the Cratylus in its place», Classical Quarterly, 36: 124-50.
Robinson, R., 1969, «The theory of names in Plato’s Cratylus» and «A criticism of Plato’s Cratylus», in Essays in Greek Philosophy, Oxford: Clarendon Press, 100-38.