Гиппий Элидский
- 1 year ago
- 0
- 0
Гиппий больший (иногда Иппиас больший ; греч. Ἱππίας μειζών ; сокр. Plat. Hipp. Maj. ) — диалог Платона , посвященный идее прекрасного . Относится к ранним сочинениям Платона.
Участниками диалога являются Сократ и приехавший в Афины из Элиды Гиппий — дипломат и учитель мудрости ( софист ). Сократ интересуется, почему древние мудрецы (например, Биант ) в отличие от современных ( Горгий , Продик , Протагор ) не занимались государственными делами. Гиппий отвечает, что они были не в силах заниматься одновременно общественными и частными делами. Затем оказывается, что наиболее холодный прием софистам оказывали спартанцы , которые предпочитали получать мудрость не от чужеземных мудрецов, а от своих предков. Причем в почете у них исключительно знание собственной истории.
Затем Сократ ставит вопрос: что есть прекрасное? ( греч. τί ἐστι τὸ καλόν . 289d). При этом он утверждает, будто кто-то сам задал ему этот вопрос и поставил его, Сократа, в тупик. При этом Сократ спрашивает «не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное».
Гиппий пытается привести пример, утверждая, что прекрасное — это прекрасная девушка ( греч. παρθένος καλὴ καλόν .287е). Сократ замечает, что прекрасной девушка становится не сама по себе, а благодаря «самой красоте» ( греч. αὐτὸ τὸ καλόν . 288a). Равно как благодаря этой красоте прекрасной может быть не только девушка , но и лошадь ( греч. ἵππος . 288b), а также лира ( греч. λύρα ) и горшок ( греч. χύτρα . 288c). Затем Сократ отмечает, что прекрасным горшком может считаться тот горшок, который в наибольшей степени соответствует своему предназначению, если он сделан хорошим мастером, кругл, обожжен и достаточно вместителен.
Гиппий возражает, что это никак не проясняет ничего. На это Сократ вспоминает изречение Гераклита : Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить её с человеческим родом ( греч. ἄρα πιθήκων ὁ κάλλιστος αἰσχρὸς ἀνθρώπων γένει συμβάλλειν . 289a). На этом он выстраивает иерархию красоты: прекрасный горшок безобразнее прекрасной девушки, но сама прекрасная девушка безобразнее по сравнению с родом богов. Разнообразные вещи становятся прекрасными благодаря некой идее ( греч. εἶδος . 289d).
Гиппий пытается свести красоту к материалу, которым украшают, например, к золоту, но Сократ доказывает, что красота независима от материала, поскольку Фидий создал прекрасную статую Афины , сделав глаза и руки из слоновой кости (290b). Убежденный Сократом Гиппий говорит, что прекрасно быть богатым и пользоваться почётом. Производя дальнейшие размышления, Сократ утверждает, что прекрасное пригодно, полезно и приятно. Однако при этом Сократ также говорит, что красота есть причина блага ( греч. ὸ καλόν ἐστιν αἴτιον ἀγαθοῦ . 297b), из чего следует, что красота и благо не одно и то же, как не одно и то же отец и сын.
Далее Сократ разбирает отношения приятного и прекрасного, замечая, что они не находятся в отношении тождества, поскольку не все прекрасное приятно (например, прекрасные законы), и не все приятное прекрасно.
В конце диалога Сократ признает, что прекрасное трудно.