Гиппий Элидский
- 1 year ago
- 0
- 0
Гиппий меньший ( Иппиас меньший ; др.-греч. Ἱππίας ἐλάττων ), или «О лжи» — сократический диалог Платона , в котором Сократ приводит известного древнегреческого софиста Гиппия к затруднению, связанному с обсуждением вопроса, что лучше, сознательное или неумышленное зло.
По мысли А. Ф. Лосева , одно из важнейших значений происходящего в диалоге то, что Сократ показывает: софистический метод , во владении которым он оказывается лучшим, чем профессиональный софист Гиппий, не ведет ни к какому настоящему знанию . А. Ф. Лосев отнес «Гиппия меньшего» к сочинениям переходным от раннего к зрелому периоду . По названию «Гиппий меньший» отсылает к « Гиппию большему », соответственно, более объемному диалогу с теми же главными собеседниками.
После речи Гиппия, посвященной тому, что Ахилл более достойный ( ἄριστον ), чем Одиссей , Сократ пытается разобраться в основаниях этого тезиса. Гиппий ссылается на Гомера , который изобразил Ахилла доблестным, Нестора мудрым, а Одиссея хитроумным ( πολυτροπώτατον — 364с), т.е. способным на обман.
Сократ парирует, вынуждая Гиппия связать хитроумие и разум (φρονήσεως — 365е). Далее Сократ ставит вопрос, не лучше ли тот, кто может говорить правду ( ἀληθῆ ) или ложь ( ψευδῆ ) по своему умыслу, чем тот, кто говорит правду или лжет в силу своего невежества.
Перебирая разные «искусства» ( τέχνας ), в т.ч. геометрию и астрономию , Сократ приводит Гиппия к обобщению, что сознательное зло вообще лучше, чем невольное, поскольку подразумевает наличие знания ( ἐπιστήμη ). Поэтому Одиссей более сведущий, чем Ахилл . Из этого следует, что «тот, кто добровольно погрешает и чинит постыдную несправедливость — если только такой человек существует, — будет не кем иным, как человеком достойным» (376 с) .
Гиппий не соглашается с этим, Сократ также: «Да я и сам здесь с собой не согласен, Гиппий, но все это с необходимостью вытекает из нашего рассуждения» (376 с) . Сократ заканчивает диалог мыслью, что как же могут разобраться с этой сложностью обычные люди (к которым Сократ относит и себя), если в этом не могут разобраться и мудрецы ( σοφοί ).