Interested Article - Кафторим
- 2020-01-07
- 1
Кафторим , кафторимы , кафториты , кафторяне ( др.-евр. כַּפְתֹּרִים ) — народ Восточного Средиземноморья , упоминаемый в Библии как потомки Мицраима , сына Хама ; местность, где они жили, называлась Кафтор ( др.-евр. כַּפְתֹּר ).
Ветхий завет
В т. н. « таблице народов » ( Быт. ) кафторим упоминаются как происходящие от Мицраима , сына Хама . В синодальном переводе (см. ):
От Мицраима произошли , , , , , Каслухим , откуда вышли Филистимляне , и Кафторим .
— Быт.
В этом библейском стихе «Кафторим» (форма множественного числа) одновременно выступает и как название народа, и как имя сына Мицраима — эпонимического предка народа . Прямая трактовка «Кафторим» как имени человека — сына Мицраима — появляется в некоторых переводах и пересказах книги Бытия. Так, средневековый мидраш « Книга Праведного », излагая ветхозаветную историю, говорит о Кафторе — сыне Мицраима . Происхождение от Мицраима, который выступает в Библии как эпоним Египта , представляет кафторим как народ, который проживал в Египте, или был политически связанным с Египтом .
Взаимоотношение кафторим, каслухим, и филистимлян по «таблице народов» прочитываются двояко: или кафторим, вместе с филистимлянами произошли от каслухим, или кафторим, наряду с каслухим, произошли от Мицраима (мицраиим); помимо этого, существует версия, что «откуда вышли Филистимляне» первоначально относилось именно к кафторим, но в какой-то момент текст был искажен при переписывании. Разными переводчиками и толкователями Библии кафторимы рассматриваются или как синоним филистимлян, или как часть филистимлян, или как отдельный народ, обычно народ-предок, наряду с другим народом-предком «египетского» происхождения — каслухим.
Помимо «таблицы народов» и повторяющего её текста в Книге Хроник ( 1Хрон. ), кафторим упоминаются в Библии также в рассказе об истории евреев после исхода из Египта в Книге Второзакония . В Синодальном переводе (см. ): « Аввеев , живших в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из Кафтора, истребили и поселились на месте их» ( Втор. ).
Кафтор
Кафтор в Библии указывается и как место, где жили ветхозаветные кафторимы, и как место, откуда пришли в Ханаан филистимляне ( Иер. ; Амос. ), бывшие частью второй волны вторжения « народов моря » . Соответственно, вопрос идентификации области Кафтор приобретает значение для понимания истории филистимлян и всего периода катастрофы бронзового века .
По тексту Иер. переводчики и толкователи Библии считали Кафтор либо островом, либо приморской страной ; в древних переводах Кафтор заменялся на Каппадокию , по-видимому, по созвучию; толкователи Библии и ученые-библеисты выдвинули ряд гипотез об отождествлении страны Кафтор: Крит , Кипр , Финикия , ном в дельте Нила .
Помимо Библии, Кафтор упомянут (в разных вариантах написания) в аккадских источниках первой половины 2 тыс. до н. э., в архивах Мари (18 в. до н. э.), в текстах Угарита и древнего Египта . Так, в аккадских документах, восходящих к 24 веку до н. э. Kaptara — это земля за «верхним морем», то есть к западу от восточного побережья Средиземного моря; в архивах Мари Kaptarû, Kaptarītum — название для дорогих товаров, по-видимому, из района Эгейского моря ; в угаритских текстах бог ремесел Котар жил в Caphtor (Kptr) . Предположительно, далекая земля, достижимая для мореплавателей, Keftiu (Kftyw) в египетских записях второй половины второго тысячелетия до н. э. — это Кафтор.
Среди современных исследователей минойского Крита и востоковедов распространена гипотеза о том, что Кафтор тождественен минойскому Криту, а его жители упоминаются в египетских текстах как кафтиу [ страница не указана 401 день ] .
Ранее выдвигались и другие версии, ныне почти не имеющие сторонников:
- В. Макс Мюллер и Г. А. Уэйнрайт предполагали, что Kafto/Kaftiu — район в Юго-Восточной Анатолии ( Киликия или соседние провинции), вероятно, подконтрольный Египту . Одна из основных проблем данного предположения заключается в том, что Киликия едва ли могла быть центром распространения минойских товаров во времена Рехмиры .
- Библеист Дж. Стрейндж (1980) поддерживает Кипрскую гипотезу, считая, что семитское Caphtor и египетское Keftiu географически связаны с островом Кипр .
Примечания
- // Полный православный богословский энциклопедический словарь.
- ↑ H. Елеонский. // Православная Богословская энциклопедия / под ред. А. П. Лопухина .
- ↑ А. Азимов . // В начале. — М. : Издательство политической литературы, 1989.
- ↑ , p. 35—37.
- ↑ // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Фритц Ринекер, Герхард Майер. // Библейская Энциклопедия Брокгауза.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- . от 20 января 2023 на Wayback Machine (англ.) // Конкорданция Стронга .
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Айзек Азимов. Кафтор // Путеводитель по Библии = Asimov’s guide to the Bible. — Центрполиграф, 2017.
- Caphtor // . — 2-е изд. — 2006. — Т. 4. — С. 445.
- История древнего Востока. Ч. 2. М. 1988.
- Wainwight. «Keftiu: Crete or Cilicia?». The Journal of Hellenic Studies . — Volume 51. — 1931.
- ↑ «The Philistines: Their History and Civilization» by R.A.S. Macalister , 1913. Глава I. « от 26 января 2021 на Wayback Machine » (англ.) в веб-библиотеке «Internet Sacred Text Archive».
- , p. 147.
Ссылки
- // В русской Конкорданции Стронга
- (англ.) // Конкорданция Стронга
- (англ.) // Конкорданция Стронга
- // Научно-просветительский Центр палеоэтнологических исследований
Литература
- // Полный православный богословский энциклопедический словарь.
- H. Елеонский. // Православная Богословская энциклопедия / под ред. А. П. Лопухина .
- Фритц Ринекер, Герхард Майер. // Библейская Энциклопедия Брокгауза.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Caphtor // . — 2-е изд. — 2006. — Т. 4. — С. 445.
- John Strange. . — Leiden: Brill Archive, 1980. — ISBN 9789004062566 .
- 2020-01-07
- 1