Вельзевул
- 1 year ago
- 0
- 0
Веельзеву́л или Вельзеву́л (от ивр. בעל זבוב [Баал-Зевув] «повелитель мух» ) — имя главы (князя ) демонов в Новом Завете .
Мф. : Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
Лк. : Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
В Септуагинте (Ветхом Завете) это название ассиро-финикийского божества Баалзевув (Баал-Зебуб ), одного из олицетворений Баала . Имя Вельзебуб , принявшее форму Вельзевул (нигде не встречающуюся в еврейской литературе) — есть видоизменённое имя экронского (в Синодальном переводе — аккаронского) бога Баал-Зебуба. Имя это обыкновенно переводится (чему соответствуют переводы и Септуагинты и Флавия ): «Владыка мух». Иероним также читает и переводит это имя «dominus muscarum» (с лат. — «Господин мух»).
В Новом Завете это синоним «нечистого духа» . В католицизме считается, что небесным противником Вельзевула является святой Франциск .
В Септуагинте упоминается как Ваалзевув (Βααλζεβούβ) и как Βααλ μυῗαν , « Баал мух»; за каноническое имя принят вариант Симмаха Эвионита — Веельзевул (Βεελζεβοὺλ), буквально «повелитель мух» . Вероятно, древнееврейская форма бааль-зевув , упоминаемая в Ветхом Завете, — дисфемизм , чтобы избежать упоминания языческого божества. Реконструированная форма бааль-зевуль соответствует значению слова זבול «зевуль» в 3Цар. , то есть «возвышенный владыка ». В отличие от греческих Евангелий, в Пешитте и Вульгате используется имя Веельзевув (ܒ݁ܥܶܠܙܒ݂ܽܘܒ݂, Beelzebub). Следуя примеру Вульгаты, в переводах на все остальные европейские языки также использовалось имя Beelzebub .
Упоминается в Ветхом Завете как божество филистимлян , почитаемое в Аккароне ( Экроне ). В 4Цар. говорится следующее:
Охозия же упал чрез решётку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни? Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идёте вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лёг, не сойдёшь, но умрёшь.
В качестве князя бесов упоминается в Евангелии ; в частности Мф. :
И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
Сходный текст также в Лк. : «Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского».
Упоминается в Евангелие от Матфея: «Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?» ( Мф. ).
В XVI веке немецкий инквизитор П. Бинсфельд составил классификацию демонов по семи смертным грехам . В ней Вельзевул олицетворял чревоугодие, обжорство . В 1801 году иная классификация была составлена английским оккультистом Ф. Барретом . В ней Вельзевул является символом ложных богов .