Interested Article - Кос (бог)

Кос ( эдомит . 𐤒 𐤅 𐤎 Qāws ; ивр. קוס ‎ или קוש QōŠ , также QōS , Qaus , Koze ) — бог эдомитов . Он был Идумейским соперником Яхве и структурно параллелен ему.

Таким образом, «Бенкос» (сын Коса) соответствует еврейскому «Бенияху» (сын Яхве). Это имя встречается только один раз в Ветхом Завете . Имя часто появляется в сочетании с именами на документах , найденных при раскопках в Элефантине , где смешанное семитское население жило под защитой властвовавших тогда в Египте персов .

Этимология имени

Имя «Кос» никогда не упоминается само по себе в Танахе по отношению к Эдомитскому божеству, однако оно недвусмысленно появляется дважды как элемент в имени Баркос (сын Коса) в книге Ездры ( Ездр. ) и Неемии ( Неем. ). Кос может появиться подобным образом в личном имени в 1-й хронике ( 1Пар. ), переданном как Кушайя, где это означало бы «Кос есть Яхве», однако элемент, предполагаемый для обозначения «Кос», произносится по-другому, и поэтому имя было интерпретировано как «лук Яхве» вместо этого. Само слово «Qōs» может означать «поклон».

В отличие от главного бога аммонитян ( Милком ) и моавитян ( Хемош ), Танах воздерживается от прямого упоминания едомитского Коса и Яхве, происходящих из Сеира в области Едома . Это упущение, по мнению некоторых учёных, можно объяснить близким сходством Яхве с Кос, что затрудняет отказ от последнего [ уточнить ] . И Кос, и Яхве, вероятно, являются словами арабского происхождения , а Эрнст Кнауф и другие утверждают, что YHWH — это северное арабское слово, происходящее от семитского корня hwy , что означает «[он] дует». Кнауф приходит к выводу, что эти два типа типологически сходны, будучи разными формы сирийско-арабского бога погоды, среди атрибутов которого лук является таким же элементом, как и буря.

Сопоставление с еврейским божеством Яхве

Недавно было выдвинуто мнение, что Яхве изначально был эдомитским/ кенитским Богом металлургии . в соответствии с этим подходом Кос, возможно, был титулом для Яхве, а не именем. Ещё один момент, связывающий Яхве с Косом, помимо их общего происхождения на этой территории, заключается в том, что эдомитский культ последнего имел общие черты с первым.

Кроме того, обращение к Яхве не является редкостью там, где отсутствуют упоминания о Косе. Остракон из (конец IX — начало VIII века до н. э.) содержит, среди прочего, благословение «Яхве из Темана », что некоторые считают подразумевающим, что, по крайней мере с точки зрения израильтян, Кос и Яхве считались идентичными, хотя это ни в коем случае не обязательно доказывает это. Кроме того, есть некоторые несоответствия, которые затрудняют прямую связь между этими двумя понятиями. Например, Одед Балабан в 1971 году утверждал, что некоторые имена, найденные в топографических списках времён Рамессидов , являются теофорными и содержат ссылки на Коса, что, если это правда, поставит самое раннее свидетельство божества более чем на 600 лет раньше Яхве.

Кос отождествлялся с , «лучником» в Северо-арабском пантеоне, которому поклонялись как Богу гор, так и Богу погоды. Сходство этого имени позволило бы уподобить Коса к этому арабскому богу радуги.

Культ божества

Поклонение Косу, по-видимому, первоначально находилось в районе Хисма на юге Иордании и в северной Аравии, где гора Джабаль аль-Каус до сих пор носит это название. он вошел в эдомитский пантеон еще в VIII веке до н. э. Роза [ кто? ] предполагает, что до появления Коса Эдом поклонялся Яхве — связь, восходящая к ранним египетским упоминаниям о YWH в стране Шасу , а образ первого затем наложился на образ второго и занял роль верховного божества в период, когда идумеи потеряли свою автономию под персидским владычеством, возможно, компенсируя разрушение национальной независимости — механизм, подобный тому, что укрепил поклонение Яхве после падения еврейского царства [ источник не указан 1338 дней ] . Кос описывается как "царь", ассоциируется со светом и определяется как "могущественный".

, чье имя означало «Кос могуч», был коренным идумеянином, происходившим из жреческой семьи, связанной с этим культом . После того как Ирод поставил его во главе Идумеи (στρατηγγ), Костобар, поддерживаемый Клеопатрой , в конце концов попытался отторгнуть регион из состава . Чтобы заручиться поддержкой местных жителей в своём отступничестве, он возродил старый культ Коса, возможно, чтобы усилить поддержку отделения Идумеи среди сельского населения, все еще привязанного к своим традиционным богам. Это имя повторяется на Набатейском языке в надписи в Хирбет-Эт-Таннуре, где он изображён в окружении быков, сидящим на троне и держащим в левой руке многозубую молнию, наводящую на мысль о функции Бога погоды. Он также находится на алтаре в Идумейской Мамре .

Имя этого божества использовалось в качестве теофорического элемента во многих Идумейских именах,включая имена Эдомитских царей , данника Тиглат-Пилесера III и , данника Асархаддона .

См. также

Примечания

  1. W. Randall Garr. . — Repr. — Winona Lake, Ind: Eisenbrauns, 2004. — 289 с. — ISBN 978-1-57506-091-0 .
  2. Lévi Ngangura Manyanya. . — Labor et Fides, 2009. — 396 с. — ISBN 978-2-8309-1253-1 . 24 июля 2023 года.
  3. Detlef Jericke. . — BRILL, 2003-01-01. — 420 с. — ISBN 978-90-04-12939-9 .
  4. Morton Smith. // The Cambridge History of Judaism. — Cambridge University Press, 1984-02-16. — С. 219–278 . — ISBN 978-1-139-05511-6 .
  5. J. Maxwell Miller, Bert Dicou. // Journal of Biblical Literature. — 1995. — Т. 114 , вып. 4 . — С. 713 . — ISSN . — doi : .
  6. Bert Dicou. . — A&C Black, 1994-01-01. — 233 с. — ISBN 978-1-85075-458-9 . 1 октября 2017 года.
  7. Nissim Amzallag. (англ.) // Journal for the Study of the Old Testament. — 2009-06-01. — Vol. 33 , iss. 4 . — P. 387–404 . — ISSN . — doi : .
  8. Benedikt Eckhardt. . — BRILL, 2011-10-28. — 292 с. — ISBN 978-90-04-21851-2 .
  9. Anselm C. Hagedorn. // Biblical Interpretation. — 1996. — Т. 4 , вып. 2 . — С. 242–243 . — ISSN . — doi : .
Источник —

Same as Кос (бог)