Interested Article - Авесса
- 2020-02-23
- 1
Авесса («отец дара») , также Авессай (евр. Абишай ; Авишай, в сокращении Авшай ), — ветхозаветный персонаж, племянник (сын сестры) Давида и один из его полководцев, отличавшийся в сражениях против филистимлян ( 2Цар. ) и против войска Авессалома , мятежного сына Давида ( 2Цар. ) . Убил гиганта-филистимлянина Иесвия , который хотел поразить Давида, после чего Давида его сподвижники уже в бой не пускали .
Библейское повествование
Сын Саруи (евр. Церуи); доводился племянником Давиду , братом Иоаву (евр. Иоаб) и служил в войске Давида : был вторым, после брата, полководцем у Давида .
Сопровождал Давида в Саулов стан, где они застали его спящим в шатре, и Авесса взял с собой его копьё и сосуд с водой ( 1Цар. ). Авесса с братом своим Иоавом напал и разбил сириян и аммонитян ( 2Цар. ).
Давид назначил его, вместе с Иоавом и , предводителем своего народа, когда тот выступил против израильтян и между теми и другими произошло ( 2Цар. ) .
Позднее он спас Давида от смерти, поразив и умертвив филистимского великана Иесвия , который намеревался нанести удар Давиду ( 2Цар. , ) .
Победа над идумеями в соляной долине в Книге Самуила ( 2Цар. ) приписывается Давиду, а в книге Паралипоменон — Авессе ( 1Пар. ). Возможно, что победу действительно одержал Авесса, но так как он был только военачальником Давида, то она легко могла быть приписана самому царю.
Наконец Авесса вместе с братом Иоавом участвовал в убийстве Авенира за то, что тот умертвил их брата Асаила в сражении у Гаваона ( 1Цар. ) .
В агадической литературе
О том, как Абишай (слав. Авесса) спас Давида ( 2Цар. , ), агада рассказывает следующее: однажды на охоте сатана в образе оленя соблазнил царя Давида перейти филистимскую границу . Там царя схватил исполин Ишби , брат Голиафа , и уже хотел его убить. Про несчастье Давида каким-то чудом узнал Абишай:
- по одной версии — благодаря внезапной перемене окраски воды, в которой он купался;
- по другой версии — об этом известил его голубь, который во всех легендах символизирует гений еврейского народа .
Абишай немедленно поспешил к Давиду и опять посредством нового чуда очутился там в одно мгновение (агада тут употребляет выражение קפיצת הדרך, то есть «прыжок через всю дорогу» — чудо, довольно часто упоминаемое в путешествиях легендарных героев агады и оттуда перешедшее потом в рассказы о позднейших чудотворцах) .
Прибыв туда, Абишай прежде всего встретил , мать исполина; когда же он узнал, что она питает злые замыслы против него, он убил её. Ишби, смерив глазами Абишая, наскоро вонзил свое копьё в землю остриём кверху и, схватив Давида руками, со всей силы подбросил царя вверх так, чтобы он упал на острие. Абишай немедленно произнёс неизреченное имя Господне и этим приостановил падение Давида на копьё. Тогда Давид и Абишай начали вместе молить Бога о спасении, и, после вторичного произнесения неизреченного имени Бога, Давид упал на землю цел и невредим.
Тогда разъярённый исполин схватил их обоих, но в этот момент ему сообщили о смерти его матери. Весть эта до такой степени парализовала силы исполина, что Давид и Абишай без малейшего затруднения убили его ( Санг. , 95а).
См. также
Примечания
- ↑ // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- 2020-02-23
- 1