Собор Парижской Богоматери
- 1 year ago
- 0
- 0
Аркбута́н ( фр. arc-boutant — подпорная арка) — в готической архитектуре — «полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор внутренних сводов на специальные устои — контрфорсы » . Применение аркбутанов позволяет значительно облегчить нагрузку на несущие стены и внутренние опоры и, как следствие, сделать колонны тоньше, а стены прорезать огромными окнами с красочными витражами , а также увеличить пролёты сводов. В конечном итоге — значительно расширить внутреннее пространство, сделать интерьер здания просторным и светлым. Немецкое название этого архитектурного элемента — штребе ( нем. Strebe — подпорка, распорка) или ( нем. fliegende Strebe — летающая стойка).
Вначале контрфорсы не отделяли от внешних стен, они вплотную примыкали к стене здания в виде утолщений или массивных столбов, иногда — ступенчатой формы. Такие раскреповки известны в сооружениях византийской и романской эпохи, а также в древнерусском зодчестве, к примеру, в Софийском соборе Киева (1037). Аналогичную функцию выполняли лопатки наружных стен, утолщения углов или «подпружные арки» внутри. Однако затем система контрфорсов и аркбутанов получила наибольшее развитие в западноевропейской архитектуре.
С конца XII века контрфорсы отодвигаются от стены и соединяются с ней наклонными арками — аркбутанами. «По мере увеличения размеров готических соборов и количества разновысоких нефов аркбутаны превращались в сложную связанную систему двух-трёхпролётных арок, поставленных одна на другую в несколько ярусов с промежуточными опорами. Аркбутаны складывали из камней (исключение составляет кирпичная готика ) и завершали наклонной плоскостью, которая использовалась в качестве водостока» .
В стиле поздней, « пламенеющей готики » верхняя наклонная кромка имела два ската и обрабатывалась рядами завитков — краббов . Контрфорсы увенчивали башенками — пинаклями , которые не просто украшали систему наружных опор , а своим весом укрепляли её. С этой целью пинакли иногда утяжеляли, наполняя свинцом.
Связанная система аркбутанов и контрфорсов, окружала готический собор наподобие ажурного «леса». Зрительно эти необычные конструкции «растворяли» тяжёлый объём огромного здания в окружающем пространствe и образно отражали основную художественную идею готики . Во 2-й половине XII столетия аркбутаны стали архитектурно-конструктивной основой больших готических соборов Франции, Италии, Германии; они использованы в таких известных сооружениях, как Шартрский собор , Собор Парижской Богоматери , Собор в Бове , Реймсский собор .