Де Врис, Ян
- 1 year ago
- 0
- 0
Ганс Вредеман де Врис , Ханс Фредеман де Фрис , Ян или Йохан Фризио ( нидерл. Hans Vredeman de Vries, Jan de Vries, Johan Frisio , 1527 , Леуварден — 1607 , Гамбург ) — нидерландский архитектор , живописец и гравёр , художник- декоратор , теоретик архитектуры и перспективы . Он был искусным рисовальщиком, известным своими перспективными фантазиями и сочинением причудливых архитектурных орнаментов , вдохновлённых произведениями Себастьяно Серлио и художников итальянского маньеризма школы Фонтенбло . «Рудольфинец» — работал при дворе императора Священной Римской империи германской нации Рудольфа II Габсбурга в Праге .
Ганс Вредеман де Врис согласно данным нотариальной грамоты 1560 года и сообщению историографа Карела ван Мандера родился в 1527 году в Леувардене ( Фрисландия ) в семье немецких эмигрантов. В семье были художники и музыканты. Сначала Ганс обучался плотницкому ремеслу, а затем между 1544 и 1546 годами был учеником живописца по стеклу Рийнера Геррица, или Рейера Герритсена .
В 1546 году он переехал в Кампен и приступил к работе в мастерской живописца Эрнста Мелера. В сентябре 1548 года был зарегистрирован как гражданин Антверпена . В сентябре 1549 года Врис участвовал в качестве плотника-строителя в создании декораций для празднеств, посвящённых прибытию в Антверпен императора Карла V и его сына, наследника Филиппа . Встречался с художником Питером Куком ван Альстом .
Затем он переехал в Мехелен , где оставался до 1661 года. В Антверпене он мог видеть гравюры Иеронима Кока , в которых присутствовали мотивы искусства итальянского Возрождения , и, возможно, познакомиться с мантуанским художником-маньеристом Джорджо Гизи (1520—1582), находившимся в Антверпене в 1554 году. Он также был учеником Михаэля Кокси и сотрудничал с Питером Брейгелем Старшим для издателя гравюр Иеронима Кока , там же стал членом местной гильдии Святого Луки .
Художнику приходилось много странствовать: он уехал в провинцию Льеж , где оставался до 1575 года, когда смог вернуться в Антверпен после мирных переговоров в Бреде. Там он занимался фортификационными работами по обороне города. Но после 1585 года бежал из Антверпена из-за оккупации испанскими войсками Алессандро Фарнезе . Как протестант, он должен был покинуть город в течение двух лет. В 1586 году он написал «Аллегорию Антверпенского Возрождения» и в том же году по экономическим причинам отправился во Франкфурт-на-Майне .
С 1587 по май 1589 года он работал архитектором при дворе Юлиуса фон Брауншвейг-Люнебурга в Вольфенбюттеле . Там он сделал серию рисунков на тему «Четыре времени года». После смерти своего покровителя 3 мая 1589 года он был уволен его преемником и отправился в Брауншвейг , где, по сведениям ван Мандера, работал до 1591 года. Между 1591 и 1592 годами он жил в Гамбурге с изгнанниками из Антверпена, такими как ювелир Якоб де Моор, для которого он создал картину в церкви Святого Петра. До 1596 года по просьбе городского Совета Данцига занимался строительством фортификационных сооружений. C 1596 по 1599 год Вредеман де Врис вместе с учеником и помощником Хендриком Артсом работал над оформлением интерьеров и росписями плафонов замка императора Рудольфа II в Праге . Архитектор также представил императору Рудольфу планы строительства большого дворца и парка с фонтанами. Затем он снова посетил Гамбург (там его сын Пауль был занят работами для императора), вернулся в Нидерланды, до 1606 года живя между Амстердамом и Гаагой.
В 1604 году Вредеман де Врис подал прошение принять его в качестве лектора по архитектуре в Лейденский университет , но получил отказ, несмотря на покровительство принца Морица.
Позднее вернулся в Гамбург, где и умер в 1609 году.
Ганс Вредеман де Врис внимательно изучал архитектурную теорию по трактатам Витрувия и Себастьяно Серлио (в переводе его учителя Питера Кука ван Альста). Результатами его изысканий стали отличное знание архитектурных форм и теории архитектурной перспективы . В его собственном художественном творчестве главное место занимает изображение архитектуры, часто причудливой и даже фантастичной. В 1555 году вышел первый сборник гравюр по рисункам Вредемана — «Книга картушей »; в 1565 году — книга об архитектурных ордерах (Dorica et Jonica; et Corinthia et Composita). В 1583 году был опубликован трактат «Изящные и многообразные формы садов, архитектонически оформленных в соответствии с архитектурным стилем» (Hortorum viridariorumque elegantes et multiplicis formae ad architectonicae artis normam affabre delineatae). В 1601 году появился трактат «Разные архитектурные формы» (Variæ architecturæ formæ). Далее последовали и другие трактаты об архитектуре по сочинению Витрувия (1598) и о перспективе (1604, 1639).
В гравюрах к трактату «Разные архитектурные формы» Вредеман де Врис показал композиции, полные немыслимой архитектуры с перспективами улиц, нагромождениями арок, колоннад, балюстрад, фонтанов… Их стиль — соединение итальянского маньеризма и фламандского барокко — отличается сумбуром архитектурного декора различных ордеров, пышностью орнамента бандельверк , вероятно под влиянием Корнелиса Флориса , причудливостью перспективных построений, дробностью формы
В Праге при дворе императора Рудольфа Ганс Вредеман де Врис внёс значительный вклад в формирование оригинальной «рудольфинской школы» маньеристического искусства. Сыновья Вриса Старшего: Пауль (1567—после 1630) и Саломон также были художниками; Якоб Вредеман де Врис — капельмейстером и композитором. Пауль работал в основном как живописец, в 1630 году опубликовал два альбома гравюр — проектов мебели и декора интерьера в маньеристично-барочном стиле.
«Графические фантазии отца и сына повторялись в картинах фламандских живописцев и рудольфинцев в Праге, и их роль в развитии интернационального маньеризма схожа с тем значением, которое несколько ранее имели для искусства французского Ренессанса гравюры Ж.-А. Дюсерсо » Учениками Вриса Старшего были Х. ван Стейнвейк Старший и Ливен де Кей .