Interested Article - Dominum et Vivificantem
- 2021-08-06
- 1
Dominum et Vivificantem ( Господа Животворящего ) — пятая по счёту энциклика Папы римского Иоанна Павла II , опубликованная 18 мая 1986 года . Энциклика посвящена Святому Духу и его роли в жизни церкви.
Структура
Энциклика состоит из 3 частей, введения и заключения.
- Введение
- Часть 1. Дух Отца и Сына, дарованный Церкви
- Часть 2. Дух, обличающий мир о грехе
- Часть 3. Дух Животворящий
- Заключение
Содержание
В то время, как две предыдущие энциклики Иоанна Павла II носили культурологический и исторический ( Slavorum Apostoli ), а также общественно-социальный характер ( Laborem Exercens ), в Dominum et Vivificantem папа возвращается к теологическим вопросам. «Dominum et Vivificantem» — самое длинное и самое сложное размышление о Святом Духе в истории папских энциклик .
Энциклика рассматривает учение Католической церкви о Святом Духе и его роли в жизни Церкви со времени Пятидесятницы до наших дней. Обширно цитируются документы Второго Ватиканского собора , главным образом Lumen Gentium и Gaudium et Spes . Вторая глава подробно останавливается на Святом Духе, как обличителе мира о грехе. Святой Дух, по мнению папы, через Церковь должен убедить мир в его греховности, чтобы мир смог осознать потребность в искуплении. Третья глава связана с приближением 2000-летнего юбилея нашей эры и началом третьего тысячелетия с момента пришествия в мир Христа. В ней подвергаются критике общества, в которых господствует атеизм и материализм . Они рассматриваются в контексте «сопротивления Духу Святому», и именно из-за них, говорится в энциклике, в нашей «порочной материалистической цивилизации» появляются угрожающие «знамения времени» и «вестники смерти» ( гонка вооружений , терроризм и пр.) .
«Dominum et Vivificantem» специально не делает серьёзный акцент на проблеме филиокве , хотя католический взгляд на триадологию разобран в первой главе. Энциклика написана скорее с позиции пастыря, стремящегося привить читателям любовь и преданность Святому Духу, а не с позиции профессора, стремящегося победить в теологическом споре .
К такой миссии – возвещать о Духе – Церковь сознает себя призванной, приближаясь со всем человечеством к концу второго тысячелетия от Рождества Христова. Перед лицом неба и земли, которые «прейдут», она хорошо знает, что «слова, которые не прейдут», становятся особо красноречивыми. Это слова Христа о Духе Святом, неисчерпаемом источнике «воды, текущей в жизнь вечную», то есть слова истины и спасительной благодати. Над этими словами она желает размышлять, к этим словам она желает привлечь внимание верующих и всех людей, готовясь праздновать – о чем будет сказано позже – великий Юбилей, коим будет отмечен переход от второго тысячелетия христианства к третьему
.
Примечания
- ↑ Джордж Вейгел. гл. 14 // Свидетель надежды Иоанн Павел II = Witness to Hope: The Biography of Pope John Paul II. — М. : АСТ, 2001. — Т. 1. — 608 с. — ISBN 5-17-005695-8 .
- 2 февраля 2014 года.
- Dominum et Vivificantem. Введение.
Ссылки
- 2021-08-06
- 1