Хмелёв, Николай Павлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Па́влович Диле́цкий (около 1630 , Киев — не ранее 1681 , Москва ) — русский музыкальный теоретик, композитор . Автор музыкально-теоретического трактата «Мусикийская грамматика», оказавшего большое влияние на развитие музыкальной науки в России.
Николай Дилецкий родился около 1630 года в Киеве. В 1675 году окончил Виленскую иезуитскую академию (ныне Вильнюсский университет ), где, вероятно, учился на факультете свободных искусств. В том же году преподнёс магистрату панегирическое сочинение «Золотая тога» ( польск. Toga złota ) и создал первую редакцию «Мусикийской грамматики» . Придерживался православного вероисповедания .
После 1675 года Дилецкий, очевидно, приезжал в Москву . В 1677 году в Смоленске работал над второй редакцией «Мусикийской грамматики», сочинял хоровую музыку, а также, вероятно, обучал певцов ( освобождённый от поляков Смоленск нуждался в хоровой культуре ).
С 1678 года Дилецкий жил в Москве, в доме диакона Иоанникия Коренева . В московский период он продолжал перерабатывать «Мусикийскую грамматику», занимался исправлением голосоведения в бытовых кантах (на это указывает пометка «справлено Дилецким», встречающаяся в отдельных сборниках нот), принимал участие в редактировании «Ключа разумения» (о чём сохранилось упоминание в одном из вариантов «Грамматики»), сочинял церковную музыку (одна из служб носит название «Московская»). Существовало мнение, что Дилецкий также служил регентом хора Строганова , однако убедительных доказательств этого не обнаружено .
После 1681 года судьба Дилецкого неизвестна .
Дилецкий — автор музыкальных сочинений в партесном стиле на литургические (церковнославянские) тексты, среди которых Воскресный канон (на Пасху), три цикла Служб Божиих (один для четырёхголосного хора и два для восьмиголосного), партесные концерты «Вошел еси во церковь», «Иже образу Твоему» и др., Херувимская песнь .
«Мусикийская грамматика» Дилецкого — выдающийся музыкально-теоретический трактат XVII века. В. В. Протопопов выделял три редакции этого сочинения :
Редакция трактата 1681 года иногда рассматривается как самостоятельная (четвёртая) его редакция. Так в начале XX века полагал С. В. Смоленский , в начале XXI века подобная же интерпретация зафиксирована в редакционной статье « Большой российской энциклопедии » .
В редакции 1681 года семь разделов:
Каждый из разделов заканчивается виршами . Стремясь к максимальной доступности, автор иллюстрирует свои постулаты многочисленными примерами из собственной музыки, а также из сочинений московских (Тихон Макарьевский, Иван Календа, Николай Замаревич) и польских ( Марцин Мельчевский , ) композиторов XVII века .
Центральное место в книге занимает инструктивное изложение приёмов концертного сочинения. Автор «Грамматики» рекомендует композиторам исходить из текста, который предполагается положить на музыку; именно текст помогает «вылепить» форму произведения . Поскольку в основе композиции лежит принцип контрастных сопоставлений мощного звучания хора и «концерта» — отдельной группы солистов (как правило — трёхголосной), то текст следует заранее разделить на фрагменты и распределить их между хором и солистами. В качестве примера автор берёт слова гимна « Единородный Сыне »: « Единородный Сын — буди концерт, изволивый — вси, воплотитися — концерт, и Приснодевы — вси, распятся — концерт, спрославляемый — вси, купно » .
Подробное освещение нашла в «Грамматике» теория мажора и минора. Дилецкий различает три ладовых наклонения : «весёлое», «жалостное» и «смешенное» , что идентично мажору , минору и переменному ладу . Поскольку к моменту появления трактата эти наименования ещё не утвердились в теории, объяснения Дилецкого носят описательный характер: музыка в мажорном ладу «возбуждает до увеселения», в минорном — «до жалости», «смешенная» — то к тому, то к другому, «яко же пение ирмолойное, кое возбуждает богодухновенно веселитися» .
Другим, не менее важным достижением Дилецкого является установление мелодического начала в композиции. Трактаты и руководства западноевропейских теоретиков исходили из теории контрапункта , предписывавшей изобретение второго (третьего и т. д.) голоса на данный cantus firmus . Дилецкий же сразу предлагает свободное ритмическое движение голосов: он начинает мелодическими ходами на секунду, терцию, кварту и квинту, постепенно расширяя первоначальный интервал. Этот методический приём автор изобрёл самостоятельно, не прибегая к рекомендациям книжных руководств. Кроме того, Дилецкий дал первое в истории описание квинтового круга , рекомендуемого им в качестве средства тонального развития композиции . В редакции трактата 1679 года квинтовый круг обозначен как «колесо» (см. иллюстрацию), в редакции 1681 года — как « коло мусикийское» .
О широком общественном резонансе трактата Дилецкого свидетельствует значительное количество списков на русском и украинском языках (всего известно 26) .