Антуа́н Куапе́ль
(
фр.
Antoine Coypel
;
11 апреля
1661
,
Париж
—
7 января
1722
,
Париж
) —
французский
живописец
, рисовальщик-орнаменталист и
гравёр
стиля Регентства
, известный мастер французской книжной иллюстрации, автор теоретического трактата «Эстетика живописи». Старший сын живописца и гравёра
Ноэля Куапеля
,
единокровный
брат
Ноэля Никола Куапеля
и отец
Шарля Антуана Куапеля
.
Биография и творчество
Учился у своего отца и одиннадцатилетним мальчиком отправился с ним в
Рим
. Остроумный, с тонким чувством прекрасного, он стремился учиться на шедеврах итальянских художников и подражать им, но в связи со скорым возвращением на родину эти порывы были приостановлены.
В памяти четырнадцатилетнего юноши оставались лишь воспоминания от увиденных им в Италии творений великих мастеров, что оказало большое влияние на его картины, в которых уже тогда угадывался оригинальный талант. Всеобщее признание, которое получила во Франции его живопись, свидетельствует о художественном вкусе того времени. Перегруженный заказами, он не всегда следовал академическим канонам и более полагался на интуицию и собственный вкус. Фантазия и тонкий колорит, которому, по мнению академических критиков все-же не хватало гармонии, являлись теми средствами, которые вызывали успех у публики. Антуан Куапель был среди тех французских мастеров, которые создавали основы национальной школы живописи, постепенно отдалявшейся от итальянского стиля, считавшегося до этого идеальным образцом.
В девятнадцать лет Антуан Куапель написал для
Собора Парижской Богоматери
большую картину на историческую тему,
«Успение Богородицы»
, а затем и многие другие картины для общины картезианцев из Чойзи. Ему удалось благополучно завершить эти работы, отчасти потому, что брат короля назначил его своим первым художником и членом Академии, хотя ему было тогда всего двадцать лет. Картина, представленная Куапелем на суд Королевской Академии живописи и скульптуры изображает мирно отдыхающего короля Людовика XIV. С этого времени Антуан Куапель начал работу над живописным оформлением
Королевской капеллы Версаля
и сделал множество набросков для настенной росписи. Значительное влияние на творчество Антуана Куапеля имел придворный театр, что было свойственно эстетике "большого стиля". Об этом свидетельствуют несколько театральные и помпезные позы персонажей, изображенные на его картинах. Особенно часто в роли модели выступал актёр Бакон, способный передать любой характер или ситуацию. Друзьями художника были
Расин
,
Депрео
и
Лафонтен
.
Волшебство красок его полотен поражало воображение аристократических заказчиков, которые пытались сделать всё возможное, чтобы не отпустить художника в Англию, куда он был приглашен. Многие уважаемые личности, одним из которых был герцог Шартский, уговаривали его остаться во Франции, где ему было пожаловано не только дворянство, но и звание главы Королевской Академии живописи, а позднее и звание
первого художника французского короля
.
В поздние годы Антуан Куапель в своём творчестве переходил от помпезного "большого стиля" эпохи Короля-Солнце к камерному и чувственному
стилю Регентства
. Он написал для галереи королевского дворца в Версале четырнадцать картин маслом, изображавших приключения Энея (по словам Ватле, это было едва ли не травести), также он написал на плафоне дворца
Пале-Рояль
, резиденции герцога Орлеанского в Париже, собрание богинь, лицам которых придал черты известных парижских красавиц, таким образом вместо собрания греческих богинь, получилось общество французских дам. В 1718 году в Париже вышел фривольный античный роман Лонга «Дафнис и Хлоя» тиражом 250 экземпляров. Инициатором издания был герцог Орлеанский. Считается, что он также был автором иллюстраций. Однако, скорее, автором рисунков был Антуан Куапель, учитель рисования регента, и его сын Шарль Антуан Куапель, а 29 гравюр по рисункам отца и сына Куапелей выполнил Бенуа Одран Первый (1661-1721)
. Отец и сын Куапели гравировали по рисункам К. Жилло, укартинам А. Ватто, Ф. Буше, Н. Ланкре. Совместно выполняли картоны для
мануфактуры Гобеленов
. Живописные работы Антуана Куапеля награвированы лучшими граверами того времени:
, Эделинком, Древе, Одраном, Дюфло, Пуайи, Симоно, Шато, Трувэ и многими другими. Сам Куапель много работал для оформления книжных изданий, рисовал и гравировал орнаментальные композиции. В 1721 году в Париже был опубликован его теоретический трактат "Эстетика живописи".
Среди гравюр работы Антуана Куапеля наиболее известны:
-
«Портрет отравительницы ля Вуазен»
— очень редкая и дорогая гравюра. Существует уменьшенная копия этого изображения с небольшими изменениями.
-
«Бюст Демокрита»
1692 — сохранились оттиски до подписи с некоторыми изменениями.
-
«Крещение Иесуса»
— очень красивое изображение, есть оттиски с гербом и посвящением и без них.
-
«Аполлон и нимфа»
— без указания имени резчика.
-
«Музы»
— семь маленьких овальных изображений.
Антуан Куапель оставил поэтическое послание своему сыну Шарлю-Антуану, который сам подробно описал в 1745 году жизнь своего отца.
Галерея
-
-
«Обморок
Есфирь
перед Артаксерксом», 1704
Лувр
-
-
«Поклонение волхвов», 1690-е годы
Частное собрание
-
«Элиезер и Ребекка», 1701
Лувр
Примечания
-
↑
Deutsche Nationalbibliothek
Record #118913905 //
(нем.)
— 2012—2016.
-
↑
(нидерл.)
-
↑
(англ.)
—
OUP
, 2006. —
ISBN 978-0-19-977378-7
-
Французская книжная иллюстрация XVIII века: Каталог выставки. Составление и вступительная статья Л.Т. Исаченко — Л.: Эрмитаж, 1982. — С. 5
Литература
-
Первичные источники
-
Coypel C. A.
/ Prononcée par Charles Coypel son fils, Premier Peintre du Roy, le 6 Mars 1745 //
:
[
фр.
]
:
en 2 vol.
. — Paris : Durand, 1752. — T. II. — P. 1–41. — [6], 143, [7] p.
-
Dézallier d'Argenville A.-J.
: avec leurs portraits gravés en taille-douce, les indications de leurs principaux ouvrages, quelques réflexions sur leurs caractéres, et la maniere de connoître les desseins des grands maîtres :
[
фр.
]
:
en 4 vol.
/ par M.*** de la Sociétes royales des sciences de Londres & de Montpellier. — Nouvelle édition, revue, corrigée & augmentée de la vie de plusieurs peintres. — Paris : De Bure l'aîné, 1762. — Vol. 4. — P. 339–345. — 494 p. —
OCLC
.
-
Исследования и комментарии
-
Бенуа А. Н.
:
в 4 т.
/ Александр Бенуа. —
СПб.
: ИД «Нева», 2004. — Т. 4. — 448 с. : ил. —
5000 экз.
—
ISBN 5-7654-1889-9
. —
ISBN 5-7654-3988-8
(т. 4). —
OCLC
.
-
Antoine Coypel / par Louis Dimier //
: Histoire des vies et catalogue des œuvres :
[
фр.
]
:
en 2 vol.
/ Ouvrage publ. sous la direction de m. Louis Dimier; Avec la collaboration de nombreux savants et spécialistes. — Paris; Bruxelles : G. Van Oest, 1928–1930. — Vol. 1. — P. 93–154. — XII, 405 p. —
OCLC
.
-
Garnier N.
Antoine Coypel, 1661–1722 :
[
фр.
]
/ Nicole Garnier. — Paris : Arthena, 1989. — 318 p., XXIV, [210] p. de pl. —
ISBN 2-9032-3910-X
. —
OCLC
.
-
Словари и энциклопедии
-
Власов В. Г.
Куапель // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 458. — 543 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
-
Золотова Н. Ю.
Куапель, Антуан / Н. Золотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия :
в 3 т.
/ автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). —
М.
: Белый город, 2006. — Т. II : К–О. — С. 137. — 415 с. —
3000 экз.
—
ISBN 5-7793-0920-5
. —
ISBN 5-7793-0923-X
(т. II).
-
Кудрикова С. Ф.
Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2010. — С. 142, 156, 207, 210, 239, 345, 357, 361, 422–431. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). —
ISBN 978-5-9985-0610-9
.
-
Сомов А. И.
//
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
СПб.
, 1895. — Т. XVIa. — С. 912.
-
// Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 246–247. — 728 p. —
ISBN 2-7000-0151-6
. —
OCLC
.
-
Blumer M.-L.
Coypel (Antoine) / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
]
/ sous la dir. de Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — T. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 1144–1146. — 1528 col. —
OCLC
.
-
/ Paul Cornu //
Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker
:
[
нем.
]
: unter Mitwirkung von mehr als 300 Fachgelehrten des in- und auslandes; :
in 37 Bd.
/ herausgegeben von Ulrich Thieme. — Leipzig : Verlag von E. A. Seeman, 1913. —
. — S. 25–26. — 597 S. —
OCLC
.
-
Garnier N.
Coypel, Antoine / N. Garnier // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1999. — Bd. 22 : Courts — Cuccini. — S. 97–99. — LII, 580 S. —
ISBN 3-598-22740-X
. —
ISBN 3-598-22762-0
(Bd. 22). —
OCLC
.
-
Garnier N.
/ Nicole Garnier //
:
[
англ.
]
:
in 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 89–91. — XII, 915 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
. —
OCLC
.
-
Справочные указатели
-
Freitag W. M.
: A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P.
. — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 2340, 2341. —
ISBN 0-8240-3326-4
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|