Ламотт де Лапейруз, Габриель де
- 1 year ago
- 0
- 0
Антуан Удар де Ламотт (встречается вариант написания Ла Мотт ; фр. Antoine Houdar de la Motte ; 18 января 1672 , Париж — 26 декабря 1731 , там же) — французский поэт, драматург и либреттист, член Французской академии (с 1710).
Антуан Удар де Ламотт родился 18 января 1672 года в Париже в семье шапочника.
Дебютировал в 1693 году комедией «Оригиналы», провалившейся при постановке; расстроенный Ламотт отказался от продолжения писательской карьеры и вступил в монашеский орден траппистов . Однако спустя четыре года Ламотт вернулся к литературе, начав с оперных либретто — в частности, оперы-балета Андре Кампра « Галантная Европа » ( L'Europe galante , ).
В дальнейшем Ламотт писал также трагедии, из которых особым успехом пользовалась основанная на пьесе Камоэнса « Инес де Кастро » ( фр. Inès de Castro , 1723), сравнивавшаяся современниками с драматургией Корнеля . Популярны были также басни и оды Ламотта. В поздние годы Ламотт вел переписку (в частности, с Бернаром Фонтенелем ), и последующая публикация этой переписки укрепила образ Ламотта как не скованного условностями мыслителя и тонкого стилиста.
Одним из наиболее значительных эпизодов творческой биографии Ламотта стала гомеровская полемика, развернувшаяся при поддержке влиятельной хозяйки литературного салона маркизы де Ламбер , постоянным посетителем которого был Ламотт. После появления в 1699 году прозаического перевода « Илиады », выполненного Анной Дасье и сделавшего гомеровский эпос фактом текущей французской литературной жизни, Ламотт подготовил и опубликовал в 1714 году стихотворное переложение этого перевода в значительно сокращенном и изменённом виде (сократив 12 песен из 24 и значительно переделав остальные). В предварявших перевод «Рассуждениях о Гомере» ( фр. Discours sur Homère ) Ламотт писал о том, что современная литература далеко ушла вперед от античной, и следует приблизить античные шедевры к современности, упрощая стиль и форму. Ответ Дасье, которая также была частой гостьей салона маркизы де Ламбер , в памфлете «О причинах порчи вкуса» появился в том же году и был весьма резок по форме. Ламотт, не приняв обострения тона дискуссии, ответил книгой «Возражения на критику» ( фр. Réflexions sur la critique , 1716), с философских позиций его поддержал Жан Террасон . Итог дискуссии подвел примирительной работой «Гомер на суде» Клод Бюфье , замечавший, что на собственные достоинства Гомера ни одна сторона не покушалась; 5 апреля 1716 года на званом ужине Ламотт и Дасье встретились и подняли бокал в честь Гомера, на чем полемика была завершена.
В 1710 году Ламотт был избран во Французскую академию .
В 1719 году Удар де Ламотт выпустил сборник «Новые басни» с посвящением Людовику XV . В него вошло сто образцов жанра, а предваряло сборник «Рассуждение о басне». Автор подчеркнуто дистанцируется от Лафонтена и Эзопа и прибегает к оригинальным сюжетам. Для его басен характерно усиление дидактизма в ущерб поэтическим достоинствам. Тем не менее издание имело успех, во многом в силу его полиграфических достоинств . Известный отечественный литературовед Б.В. Томашевский не исключает, что басни Удара де Ламотта могли быть известны Пушкину ещё в годы его обучения в Лицее .
Антуан Удар де Ламотт умер 26 декабря 1731 года в родном городе.