Готическая архитектура
- 1 year ago
- 0
- 0
Готическая архитектура Чехии ( чеш. Gotická architektura v Česku ) — одно из национальных направлений в европейском готическом стиле архитектуры , период развития чешской архитектуры , подразделяемый на три этапа: ранняя ( Пршемысловская ) готика (начало — конец XIII века ), высокая ( Люксембургская ) готика (конец XIII — 2-я половина XV века ) и поздняя ( Ягеллонская или Владиславская ) готика (70-е годы XV — начало XVI века ) . Важнейшие готические сооружения Чехии были возведены по инициативе королевского двора и влиятельнейших феодальных семей ( Рожмберков , Пернштейнов и других), а также в результате строительства новых чешских городов. Чешская готика возникла под сильным влиянием архитектуры цистерцианских монастырских строений и классических принципов французской готики , постепенно развивая свой неповторимый архитектурный стиль, вобравший в себя особенности саксонской и подунайской архитектуры того периода. В процессе развития готической архитектуры Чехии были разработаны особые типы зданий, такие как двухнефные южночешские костёлы. Наиболее известными архитекторами чешской готики являются Петр Парлерж и Бенедикт Рейт .
Готика как направление искусства возникла в средневековой Чехии сравнительно поздно. В начале XIII века , когда готическая архитектура уже достигла своего расцвета во Франции и Германии, в чешскую архитектуру только начали проникать первые французские и немецкие готические элементы, которые возобладали над романской архитектурой в Чехии только к концу века. Первые памятники готической архитектуры в Чехии относятся ко 2-й четверти XIII века, т. е. к концу правления короля Пршемысла Отакара I (умер в 1230 году ) и периоду правления его сына Вацлава I (1230— 1253 ). Относительно позднее возникновение готической архитектуры в Чехии объясняется, прежде всего, отсутствием ещё в XII—XIII веках развитого самосознания чешских городов, в отличие, например, от Франции, где в этот период именно города стали коллективным заказчиком и вдохновителем готического искусства (в частности, каждый город старался превзойти другие великолепием своих готических храмов). В Чехии этого периода процесс градообразования ещё не закончился и социальное самосознание горожан находилось в процессе формирования. Именно по этой причине чешская готика возникла в XIII веке не как городское мирское, а как монастырское искусство, поскольку монастыри в то время пользовались особым покровительством королей и крупных феодалов Чехии (например, панов из Рожмберка ) .
Первые строения переходного романско-готического типа в Чехии были сравнительно немногочисленны, ими стали храмы цистерцианских , францисканских , доминиканских и бенедиктинских монастырей (в частности, Анежского , , Тршебичского и ). Первые монахи новых чешских монастырей, как правило, приглашались из монастырей Германии и Австрии. Вместе с монашескими братиями приходили артели мастеров, нёсшие с собой традиции готической архитектуры Западной Европы. В частности, орден цистерцианцев принёс с собой свой специфический тип готического храма, выработанный цистерцианцами на их родине в Бургундии . Особенностью этого типа было отсутствие башен и внешней опорной системы, а в Чехии этот тип храма был ещё более упрощён и приспособлен к местной романской традиции .
Первые строения в стиле ранней готики сочетали в себе традиционные массивные кубические черты романской архитектуры с новыми архитектурными приёмами Западной Европы, такими как готические рёбра сводов на консолях и резные ажурные оконные розы . Романские галереи и полукруглые апсиды боковых нефов сочетались в них с каркасной конструкцией готических сводов . Примером эклектики верхнерейнских романских черт и франко-бургундских раннеготических элементов стал возведённый в конце правления короля Вацлава I ( 1230 — 1253 ) монастырский костёл Вознесения Девы Марии в Тршебиче (ныне известный как базилика Святого Прокопа ). Соединение в одной архитектурной композиции восьмичастного свода в завершении хора , слепых арок и галерей создают впечатление загромождённости интерьера, придавая ему сумрачную и массивную, ещё романскую пышность .
Красочным примером раннего влияния немецкой готической архитектуры в Чехии является сохранившийся до наших дней раннеготический портал «Небесные Врата» костёла Вознесения Девы Марии в монастыре цистерцианок , основанного королевой Констанцией и её сыном королём Вацлавом I в селении Пршедкластержи недалеко от южноморавского города Тишнова (костёл был освящён в 1239 году ). Портал, по всей видимости, был сооружён артелью саксонских мастеров. Вопреки аскетическим принципам цистерцианской архитектуры «Небесные Врата» были украшены двумя рядами скульптур апостолов на боковых откосах портала и рельефной композицией в тимпане . Исследователи отмечают поразительное сходство многоступенчатого с едва угадываемой стрельчатостью арок архитектурного строения портала и его скульптурного убранства (растительный орнамент, античные одежды скульптур апостолов) с порталом «Златые Врата» во Фрайбергском соборе в Саксонии (около 1230 года ). Архитектурная концепция портала «Небесные Врата» обладает несовершенствами, присутствующими в подобных готических сооружениях Германии, которые возводили по образцу творений французской готики. Здесь нарушена основная идея французского готического портала — форма соединения статуй с колоннами. В данном случае статуи расположены не перед колоннами и даже не в специальных нишах, как во фрайбергском портале, а непосредственно перед углами уступов, что никак не соотносится с логикой строения готического портала во Франции. Как и во многих раннеготических сооружениях в портале «Небесные Врата» широко используются приёмы ещё романской архитектуры, что прежде всего относится к облику статуй апостолов .
|
|
|
||
«Небесные Врата»
(
лат.
Porta Coeli
)
костёла Вознесения Девы Марии |
Тимпан
портала
«Небесные Врата»
с рельефным изображением Христа - Пантократора |
Скульптуры апостолов на левом откосе портала |
Поскольку в XIII веке чешское искусство, в том числе и архитектура, развивалось, главным образом, в монастырях, процесс художественного развития ранней чешской готики не мог протекать достаточно системно и динамично. Социокультурная замкнутость монастырей и их разбросанность по территории королевства приводили к фрагментарности и непоследовательности в прохождении чешской архитектурой основных этапов формирования готического искусства Европы. Разные по происхождению и архитектурным принципам монастырские артели мастеров, работавшие в разных частях Чехии в тот период, сменяли друг друга, не создавая при этом прочной архитектурной традиции. Неразвитость городов, замкнутость монастырей и центробежные устремления феодалов не позволяли ещё королям Чехии XIII — начала XIV веков использовать готическое искусство для достижения общегосударственных целей, что станет возможным лишь в следующем периоде — во время Люксембургской готики .
Уже на раннем этапе развития готики в Чехии сформировалось несколько школ готического искусства. Одной из них была южночешская школа готической архитектуры , дольше других сохранявшая архитектурные приёмы и особенности, присущие ранней готике. Готические сооружения этой школы, такие как и в Писеке , возведённые при короле Пршемысле Отакаре II ( 1253 — 1278 ), и замок Йиндржихув-Градец начала XIV века , отличались тяжеловесностью архитектурных форм и изяществом монументального декора. Однако наибольшее значение имела столичная школа готической архитектуры, развивавшаяся в Праге и прилегающих к ней районах (например, в Кутна-Горе ) .
В период ранней готики происходит формирование основных архитектурно-строительных типов чешской готической архитектуры, среди которых были двухнефные здания, трёхнефные базилики с надстроенным центральным нефом (например, храм Святого Варфоломея в Колине , достроенный уже в XIV веке ), храмовые сооружения зального типа с нефами одинаковой высоты (например, в Йиглаве ). В 60-е годы XIII века в основанном Пршемыслом Отакаром II Златокорунском монастыре цистерцианцев был возведён величественный четырёхнефный храм Вознесения Девы Марии, а в 1290 году началось строительство пятинефного собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя в . Перечисленные сооружения в большинстве своём обладали рядом схожих черт, среди которых можно выделить минимальное использование опорной системы аркбутанов , относительно скудное количество скульптуры и активное применение стенной росписи .
Своеобразным архитектурным типом ранней чешской готики является и двухнефная Пражская синагога , возведённая в последней трети XIII века королевскими каменщиками, работавшими неподалеку на строительстве Анежского монастыря . Простые формы и немного приземистые пропорции синагоги делают её сходной с готическими сооружениями Саксонии того же периода .
Архитектурно-строительным типом светской готической архитектуры стал городской ансамбль , возникновение которого было обусловлено ростом старых и строительством новых чешских городов. Посреди городов или городских районов строилась главная площадь с городской ратушей и рынком, окруженная домами с лоджиями - галереями вдоль первых этажей, где горожане могли укрыться от непогоды (например, главная площадь города Ческе-Будеёвице ). Городские улицы ориентировались на эту площадь и на городские ворота. Этот архитектурный тип продолжал широко использоваться при строительстве чешских городов в XV — XVI веках , что обусловило сохранившийся до наших дней неповторимый облик площадей старинных городов Чехии. Другим новых архитектурным типом стал готический замковый ансамбль : при строительстве больших, прежде всего, королевских замков отныне решались не только оборонительные задачи, но и постепенно достигалась цель превращения замка в представительную готическую резиденцию (например, королевские замки Звиков XIII века с двором, окруженным галереей, и Карлштейн , превращённый в следующем веке в величественную королевскую резиденцию)
В конце XIII — XIV веке Чешское королевство стало одним из самых экономически и культурно развитых государств Европы. В период правления первых королей династии Люксембургов в Чехии наивысшего подъёма достигают города, бурно развиваются ремёсла и торговля. Основание Пражского университета в 1348 году стало ярким свидетельством развития средневековой чешской науки и образования. Прогрессивные, жизнеутверждающие тенденции развития чешского искусства проявились в том числе и в чешской архитектуре. Обширные материальные ресурсы, сосредоточенные в руках чешских королей позволили широко использовать опыт других государств Европы, прежде всего Франции и Германии, благодаря чему готическая архитектура Чехии очень скоро достигла высокого уровня, получив свой неповторимый национальный характер. 30-е годы XIV века стали временем наивысшего расцвета чешских городов, который обусловил быстрое развитие светских гуманистических тенденций в чешском искусстве. Именно в этот период настал расцвет чешской готической культуры, прежде всего, готической архитектуры. Чешское искусство, преодолевая своё отставание от западноевропейского, становится частью европейского художественного развития, начав формировать свой собственный художественный стиль .
Неоднозначное значение для развития чешской архитектуры и искусства Чехии вообще имело правление короля Яна Люксембургского ( 1310 — 1346 ). С одной стороны, конфликт короля Яна с чешской знатью привёл к тому, что он фактически самоустранился он управления внутренней политикой Чешского королевства и сосредоточился на увеличении своих владений в других странах, что, в свою очередь, отвлекало ресурсы королевства на внешние войны и никак не стимулировало увеличение затрат королевской казны не только на возведение каких-либо новых архитектурных объектов, но и на поддержание уже существующих. В период правления короля Яна королевский дворец на Пражском граде ветшал в запустении, почти все королевские замки и крепости были заложены. Инициаторами строительства новых архитектурных сооружений по-прежнему оставались монастыри и поддерживавшие их представители чешской знати.С другой стороны, благодаря ориентированной на Запад политике Яна Люксембургского в период его правления происходит активное сближение чешского искусства с западноевропейским, особенно с искусством Франции и Италии, где большую часть своего времени проводил король Ян .
Несмотря на то, что в 1-й трети XIV века главенствующую роль в чешском искусстве продолжали играть монастыри, готическое искусство продолжало активно развиваться. В этот период готика пришла и прочно укоренилась в чешской скульптуре и живописи, которые теперь сблизились с архитектурой по стилистическим признакам, став частью господствовавшего в Европе «постклассического» готического стиля. Этот стиль несколько отличался от «классической» европейской готики XIII века : создаваемые образы стали менее эмоционально окрашенными и содержательными, начинает преобладать сухость форм и стремление к их дематериализации, архитектурные и скульптурные мотивы приобретают стандартизированный вид, в качестве основного средства выразительности используется линия. Для Франции это стало началом оскудения и измельчания её монументальной соборной архитектуры, иначе говоря, классическая французская готика сделала определённый шаг назад. Однако для чешской архитектуры, которая «не успела» войти в период готической «классики», овладение постклассическим готическим стилем стало подлинным прорывом на пути сближения с западноевропейским искусством и давало чешской архитектуре возможность окончательно избавиться от элементов романской стилистики .
Заметной тенденцией, возникшей в чешской архитектуре в конце XIII века, стало последовательное возрастание динамизации внутреннего пространства готических сооружений: увеличиваются размеры оконных проёмов, стены избавляются от романской тяжеловесности и активизируются вертикальной без горизонтальных цезур тягой . Форма самих тяг, рёбер сводов и консолей , столбов и колонн трансформируется из выпуклой в вогнутую, что ещё более точно определяет направление их линий. Экстерьер зданий украшается готическими элементами, такими как пинакли , фиалы , вимперги , создающими ощущение стремления конструкции вверх, к небесам. Впервые эти тенденции проявляются в уже конструкции храма Седлецкого монастыря цистерцианцев и капитульного зала Златокорунского монастыря конца XIII века, а в полной мере воплощаются в архитектуре в Кутна-Горе (около 1330 года ) и капитульного зала Сазавского монастыря бенедиктинцев (около 1340 года ) .
Основным и наиболее распространённым архитектурно-строительным типом стал трехнефный храм с более широким центральным и более узкими боковыми нефами . Эта конструкция усиливала впечатление пространственной мощи главного нефа, сближая базиликальный тип чешских готических сооружений с типом зального храма (например, трехнефный в Кутна-Горе ). Применение трансепта в храмовом архитектурном типе распространения не получило, что придавало чешским готическим строениям ещё более строгий, величавый и целостный облик. Популярностью пользовались архитектурные типы небольшого двухнефного костёла, зальной капеллы и светского помещения в готическом стиле. Последние два типа включали в себя сложный каркасный свод с опорой на центральный столб-устой. В XIV веке в Чехии ещё не получило большого распространения применение продуманной системы вынесенных наружу опор, поэтому в большинстве готических сооружений нагрузка переносилась на мощные межоконные пилоны с примыкавшими к стене с внешней стороны простыми контрфорсами , что дополнительно придавало внешнему виду этих зданий суровости и мужественности .
Архитектурный тип был принесён в Чехию в самом начале периода высокой готики монахами ордена цистерцианцев , однако этот тип по указанным выше причинам был впервые воплощён здесь не в форме городского собора, как во Франции, а в форме монастырского костёла. В цистерцианцев близ Кутна-Горы в период с 1290 по 1320 годы был воздвигнут величественный готический храм, ныне известный как собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя . Готический стиль этого храма представляет собой комбинацию северофранцузской готической соборной архитектуры с немецкими готическими элементами. План и грандиозное внутреннее пространство храма отражает традиционный пафос французского готического собора: высота центрального из пяти его нефов составила 30 метров, его трансепт состоит из трёх нефов, а хор окружён обходом и венцом капелл . Седлецкий храм стал первым сооружением соборного типа и величайшим по размерам сакральным строением на территории Чехии и Моравии начала XIV века .