Анфантен, Бартелеми Проспер
- 1 year ago
- 0
- 0
Бартелеми д’Эйк ( фр. Barthelemi d’Eyck ; ок. 1420 — после 1470 ) — французский художник нидерландского происхождения, принадлежавший к авиньонской школе живописи.
Имя Бартелеми д’Эйка давно известно по историческим документам. Он был придворным художником короля Рене Доброго и имел высокую репутацию как выдающийся мастер, о чём свидетельствуют отзывы современников. Однако конкретной информации о нём немного.
Исследователи считают, что Бартелеми имел нидерландское ( фламандское ) происхождение, а обучение прошёл в мастерской Яна Ван Эйка , где, вероятно, контактировал с Робером Кампеном . Эта версия не имеет документального подтверждения, однако очень популярна среди учёных, поскольку в произведениях Бартелеми видна нидерландская выучка. Его мать была родом из Маастрихта в герцогстве Лимбург , во втором браке она стала женой некоего Пьера дю Биллана, также уроженца «немецкой стороны», который был художником, вышивальщиком и придворным короля Рене с 1441 по 1470 год. В отличие от Бартелеми, который жил в непосредственной близости от короля, его отчим имел собственную мастерскую, и, кроме того, ему доверяли политические поручения в Провансе . В 1444 году имя Бартелеми впервые упоминается в документе, который сообщает, что «художник Бартоломеус де Айк» проживает в Эксе . В 1447 году Бартелеми поступает на службу к королю Рене, причём его мастерская располагается в соседнем с королевскими покоями помещении, что свидетельствует о высокой степени уважения и доверия.
Художник находился на этой службе с 1447 по 1469 год, ему было позволено работать даже в спальной короля, он сопровождал короля повсюду. Из документов также известно, что в 1451 году Бартелеми сопровождал короля в его поездке в провинцию Гиень , а в 1456 году пребывал в Анжере , который он и далее посещал неоднократно. До 1471 года — предположительной даты кончины Бартелеми и его отчима — король Рене лишь в редких случаях обращался к местным, провансальским художникам, которые никогда не входили в его свиту, в отличие от этих двух германо-нидерландских мастеров, услугами которых он предпочитал пользоваться. Умирая, Бартелеми оставил много незавершённых произведений, о чём свидетельствует письмо его вдовы.
Не существует ни одного подписанного Бартелеми произведения. Весь обширный корпус работ, который сегодня числится за ним, приписан художнику исключительно по стилистическим признакам. Случай с Бартелеми д’Эйком достаточно уникален: ему приписываются сегодня произведения трёх разных анонимных мастеров, довольно давно известных искусствоведческой науке. Это, во-первых, так называемый Мастер короля Рене, автор превосходных миниатюр в трёх королевских манускриптах. Во-вторых, это Мастер Благовещенья из Экса , автор знаменитого «Благовещения», сыгравшего важнейшую роль в становлении авиньонской школы живописи. И в-третьих, это «Мастер 1456 года», автор мужского портрета из венского музея Лихтенштайн .
Исследователи отмечали, что миниатюры, которые приписываются кисти Мастера короля Рене, на удивление однородны по своим высоким качествам, а стиль их сугубо индивидуален. Два манускрипта, проиллюстрированные им, были в собрании короля Рене, третий в собрании Марии Люксембургской. Четвёртая книга, в которой исследователи разглядели руку этого мастера — это знаменитый « Великолепный часослов герцога Беррийского », к поздним миниатюрам которого, якобы, Бартелеми приложил свою кисть.
Великолепный часослов герцога Беррийского
Великолепный часослов герцога Беррийского — самый известный шедевр книжной миниатюры, созданный братьями Полем, Эрманом и Жаном Лимбург по заказу герцога Жана де Берри , брата французского короля Карла V в начале XV века . Однако среди его поздних миниатюр специалисты обнаружили стилистические отличия, позволяющие предполагать присутствие других авторов. Среди них называют Жана Коломба и Бартелеми д’Эйка. Этим мастерам приписывают, как правило, миниатюры с изображениями, символизирующими последние месяцы года — октябрь, ноябрь и декабрь.
«Книга турниров». Король Рене
Этот манускрипт был составлен и проиллюстрирован около 1460 года . Предполагается, что книгу заказал Людовик де Люксембург для своей дочери Марии, в библиотеке которой она первоначально хранилась. Текст был написан королём Рене, он представляет собой описание различных вооружений, армейской амуниции, правил проведения турниров, разных ритуалов и церемоний, связанных с этим, вплоть до описания этикета послетурнирного банкета. Известно, что в 1440 -х годах, после нескольких политических неудач, Рене Анжуйский вёл достаточно экстравагантный образ жизни, бездельничая и развлекаясь рыцарскими турнирами. Вполне вероятно, что он написал свой труд именно в этот период. На 109 страницах книги содержится 26 сдвоенных, или одинарных, во весь лист, иллюстраций. В миниатюрах использованы неяркие тона. Лёгкость рисунка свидетельствует о руке опытного мастера. Манускрипт сегодня хранится в Национальной библиотеке в Париже.
«Сердце, пленённое любовью» или «Книга любви». Король Рене
Манускрипт датируется 1460-67 годами. В нём 127 страниц и 16 миниатюр. Было запланировано написать ещё 29 иллюстраций , поэтому манускрипт можно считать незаконченным. Заказчиком книги является сам король, Рене Анжуйский. Его перу принадлежит и текст книги, который, по сути, является переложением средневекового « Романа о Розе », написанного Гийомом де Лоррис в 1230-40 годах. Рене аллегорически описывает приключения короля Кёр (фр. cuer — сердце) в стиле средневекового романа в прозе. Традиция приписывала авторство короля Рене не только в отношении текста, одно время его считали и автором миниатюр. Сами же миниатюры представляют собой не только кульминацию в творчестве Бартелеми д’Эйка, но являются большим достижением во всем провансальском искусстве этого периода. Великолепно выписанные фигуры, игра света, блестящий колорит, превосходные ландшафты — это действительно произведения королевского качества. Манускрипт хранится в Национальной библиотеке, Вена .
«Тезеида». Джованни Боккаччо
Манускрипт был составлен и проиллюстрирован около 1470 года . Его заказчиком является король Рене Анжуйский . Текст книги представляет собой сделанный неизвестным автором перевод на французский язык поэмы Боккаччо « Тезеида » (Il Teseida delle nozze d’Emilia), в которой описывается любовная коллизия двух рыцарей влюбившихся в прекрасную Эмилию и бившихся ради неё на турнире. В итоге победитель турнира погибает от ранения и завещает возлюбленную своему побеждённому сопернику. В книге 198 страниц и пятнадцать миниатюр, большая часть которых в половину листа. Бартелеми д’Эйку приписывается только часть из них, остальные исполнены одним из его последователей: возможно, это Колин д’Амьен. Сегодня трудно сказать, почему Бартелеми исполнил только семь последних миниатюр, в них видно мастерство, которое трудно спутать. Манускрипт хранится в Национальной библиотеке, Вена.
« Благовещение » из Экса является ключевым произведением для понимания сути художественных принципов авиньонской школы. Авторство этого шедевра традиционно приписывается анонимному Мастеру Благовещения из Экса . «Благовещение» является центральной частью триптиха, который сегодня разрознен, и его отдельные части хранятся в разных музеях. Две достаточно монументальные пирамиды фигур Ангела и Богоматери художник разместил среди оттеняющих эту массивность ажурных деталей интерьера. Тяжёлые складки их одежд напоминают скорее не живопись, а каменную скульптуру. Не случайно большинство исследователей считает, что автор картины был знаком со скульптурой Клауса Слютера . Специалисты видят в произведении отголоски ранней нидерландской живописи, в частности влияние Яна ван Эйка и Робера Кампена . Стилистика этого произведения стала определяющей для всей провансальской живописи середины XV века .
Количество приписываемых Бартелеми д’Эйку станковых работ невелико. Кроме триптиха «Благовещенье» к ним причисляют « Распятие » (1445-50, Париж , Лувр ), ещё более раннее произведение « Святое семейство » (ок. 1440, Пюи , ), и «Мужской портрет» с надписью 1456 год (1456 г., Вена , музей Лихтенштайн). Последний представляет собой достаточно интересное произведение. О портретируемом ничего не известно. Живописные особенности позволяли говорить о том, что автор — нидерландский или немецкий мастер. Об авторстве выдвигалось несколько предположений, но ни одно не удовлетворило специалистов полностью, и портрет постоянно числился за «Мастером 1456 года». Недавняя атрибуция в пользу Бартелеми д’Эйка снимает многие противоречия, появлявшиеся при предложении других кандидатов на авторство.
Гипотеза о том, что произведения всех трёх анонимных мастеров принадлежат Бартелеми д’Эйку, достаточно изящна, и поэтому, скорее всего, верна. , автор поэтического труда, посвящённого художественной перспективе, в 1521 году ставил Бартелеми в один ряд с Жаном Фуке и другими ведущими художниками того времени. Судя по всему, Бартелеми д’Эйк был центральной фигурой провансальского искусства XV века — «южного ренессанса», как его именовал французский учёный Андре Шастель .